Теплоход «Андрей Дубенский» отправится на Енисей через три года

Первое в России пассажирское речное судно, способное работать в суровых климатических условиях, появившись через три года на берегах Невы, отправится на Енисей, где будет курсировать между Красноярском и Дудинкой, обслуживая социально значимую транспортную линию. Неспроста в закладке этого головного теплохода проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский» приняли участие два губернатора, петербургский и красноярский, а также представители Минтранса и Минпромторга, поддержавших смелое начинание.

Теплоход «Андрей Дубенский» отправится на Енисей через три года | Фото: pixabay

Фото: pixabay

Только ленивый не писал о плачевном состоянии обветшавших до крайности речных пассажирских судов в нашей стране. Средний возраст таких трудяг, работающих на Енисее, где до каждого второго поселка можно добраться лишь по воде, составляет более 30 лет. Да только ли там, что называется, еще вчера требовалось обновить пассажирский речной флот. Однако регионы не решались обратиться с подобным заказом, довольно дорогим, к корабелам, тем более учитывая, что суда такого назначения и класса никто в России прежде не строил.

Вот и получилось, что страна, имеющая колоссальную протяженность внутренних водных путей, свыше 100 тыс. км, большая часть которых, с точки зрения перевозки людей, остается безальтернативной, продолжает испытывать такого рода проблемы. А хорошо продуманный проект А45-90.2, первые версии которого инженеры-конструкторы питерского «Агат Дизайн Бюро» подготовили лет десять назад, лежал под сукном.

Пока на него не обратил внимание глава Красноярского края Андрей Усс, повесив в своем кабинете эскиз этого современного судна, похожего очертаниями на ракету. Он же, подыскивая исполнителя, остановил свой выбор на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) и «подтянул» при участии федеральных структур оптимальную схему финансирования, намереваясь приобрести на условиях льготного лизинга два таких транспортных средства.

С его легкой руки все сошлось как нельзя лучше. Проектировщики довели до ума свое детище, ориентируясь на запросы сибиряков. СНСЗ получил крупнейший в своей более чем столетней истории гражданский заказ. А красноярцы готовятся отправить на заслуженный отдых латаные-перелатаные теплоходы «Александр Матросов» и «Валерий Чкалов», построенные на одной из зарубежных верфей (как и все их собратья) более полувека назад и неустанно перевозящие пассажиров на громадной территории Енисейской Сибири.

Через три года, как ожидается, их заменит 99-метровое комфортабельное трехпалубное судно класса река – море, флагман проекта А45-90.2, который отправится в пункт назначения своим ходом через Северный морской путь. Подчеркнуть это особенно важно: такой теплоход будет выходить в прибрежную морскую акваторию, работая в мелкобитом льду толщиной до 20 см, и преодолевать значительные расстояния на Енисее, могучей сибирской реке с крутым нравом, где немало опасных порогов, перевозя одновременно 245 человек из Красноярска в арктический порт «Дудинка» на Таймыре (или населенные пункты поближе) и обратно.

Протяженность этого кольцевого маршрута – трудно представить – почти 5 тыс. км. Мало того, есть на том пути немало селений, где оборудованных речных причалов пока нет и появятся они в медвежьих углах, видно, не скоро. Но проектировщики учли и это обстоятельство: доставлять в нужное место людей головное судно, названное в честь основателя Красноярска и первого его воеводы Андрея Дубенского (туда он прибыл в 1628 г. опять-таки водным путем), сможет, используя закрепленный на его борту быстроходный катер, способный пришвартоваться где угодно.

По словам Сергея Макеева, первого заместителя гендиректора СНСЗ, этот проект, в котором заложен очень большой потенциал, для корабелов знаковый. Продолжая такую работу, завод, поставивший российскому ВМФ большое количество суперсовременных фрегатов, корветов и тральщиков, основательно повернется в сторону диверсификации производства. Хотя суда невоенного назначения ему доводилось строить и прежде (в отличие от них «Дубенский» и его серийный двойник «Виктор Астафьев» будут иметь не композитные, а стальные корпуса).

О некоторых инновационных решениях, которые применены были в проекте А45-90.2, автору этих строк рассказал Сергей Породников, директор и генеральный конструктор проектной организации «Агат Дизайн Бюро».

«Размышляя над тем, каким должен быть пассажирский теплоход, предназначенный для работы в столь суровых условиях, мы перебрали больше 20 концепт-проектов, – вспоминает он, – а к последнему варианту судна пришли два года назад...»

Чем оно интересно? Новыми обводами («гладкие, вылизанные ватерлинии с обтекаемыми углами»), обеспечившими ему высокие мореходные качества и нужные гидродинамические характеристики. Но главная изюминка теплохода-новинки другая. Использованные здесь технологии и методы помогут уменьшить вес корпуса и снизить расход топлива, что сделает проект самоокупаемым, позволит эксплуатировать судно без бюджетных дотаций. Преодолев около 2 тыс. км пути и прибыв в Дудинку, такой теплоход, на борту которого предусмотрены рестораны, бары, фитнес-комплекс с двумя саунами и деловой офис, сможет отправиться без дозаправки обратно.

В то же время базовая платформа, лежащая в основе проекта, позволит приспособить его к требованиям других регионов, скажем, республик Тува и Хакасия, входящих в состав Красноярского края. Другими словами, это своего рода трансформер, где одни элементы можно заменять, при желании, на другие, сохранив ключевые технологические преимущества судна, которое можно использовать на любых речных линиях.

#судостроение #теплоход #промышленность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (6740) от 13.08.2020 под заголовком «Воеводу ждет Енисей».


Комментарии