Танцпол на 800 купцов. Почему в столичном Петербурге так и не открылся центр развлечений?

Шестиэтажный дом на улице Рубинштейна, 23, известен как ленинградский адрес писателя Сергея Довлатова. Однако писатель, да и другие обитатели могли бы жить в здании совсем другого облика. В 1904 году Санкт-Петербургская купеческая управа планировала построить здесь доходный дом с залом для театральных представлений, для чего заказала конкурс проектов Санкт-Петербургскому обществу архитекторов.

Танцпол на 800 купцов. Почему в столичном Петербурге так и не открылся центр развлечений? | Иллюстрация - проект А. Л. Лишневского. «Зодчий». 1905 г.

Иллюстрация - проект А. Л. Лишневского. «Зодчий». 1905 г.

Участок принадлежал находившемуся рядом (наб. реки Фонтанки, 62) Петровскому училищу, открытому по инициативе и на средства петербургского купечества еще в 1880 году. Доходный дом мог стать одним из финансовых источников для содержания учебного заведения. Комбинированная постройка, предполагавшая сочетание квартир и театрального зала, сулила стабильные прибыли. Население столицы постоянно росло, и спрос на разнообразные зрелища не отставал от спроса на жилье. Участок долгое время был незастроенным («пустопорожним»), что облегчало задачу архитекторов.

Наряду со свободным от строений участком условия конкурса также предоставляли архитекторам свободу рук. Однако «пожелания» заказчика к программе все же прилагались. Купцы желали получить парадный въезд во двор со стороны Троицкой (ныне Рубинштейна) улицы, комфортабельные квартиры в лицевом доме, а в глубине участка - «зрительный театральный зал, приспособленный также для концертов, балов» вместимостью до 800 мест. Понятно, что большинство участников конкурса, стремясь получить премию (первая составляла значительную по тем временам сумму - 2 тыс. руб.), не рискнули проигнорировать эти «рекомендации».

К сроку поступило 14 проектов. Вожделенную первую премию получил С. В. Беляев, вторую - А. И. Владовский, третью - А. Л. Лишневский. Четвертыми оказались соавторы Г. А. Косяков и Н. Л. Подбереский, пятым - М. М. Перетяткович.

Сергей Беляев не рискнул отодвигать театральный зал в самый дальний угол двора, протянувшегося в глубину квартала более чем на 120 метров: слишком долгий путь для жаждущей развлечений публики. Архитектор поставил коробку зала посередине поперек двора (параллельно улице), пропустив под этим зрелищно-развлекательным комплексом проездные арки.

Высокие полуциркульные окна, освещающие двусветный зал, хорошо просматриваются с улицы. Жюри осталось довольно. Фасад зодчий видел в духе скромного северного модерна («носит несколько суровый характер» - попеняли ему). Подобный элегантный декор использовал в своих постройках Федор Лидваль, с которым Сергей Беляев часто сотрудничал. Подкачали лишь два массивных граненых купола по сторонам въезда во двор. Судьи отметили, что выпячивание «башен с высокими крышами не оправдывается ни необходимостью, ни планом».

Александр Владовский также поставил зал посередине участка, но перпендикулярно улице. Удачным для безопасности и комфорта публики решением было признано разведение потоков зрителей. Пешие театралы попадали в зал прямо с улицы по системе переходов; приехавшие в экипажах направляли бы лошадей через боковые арки во внутренний двор и заходили в зал оттуда.

Получивший третью премию Александр Лишневский проигнорировал пожелания заказчика и спроектировал зал «исключительно театрального» характера, так что использовать его для балов было бы невозможно. Архитектор задумал прорезать участок открытым проездом, в глубине которого взгляд притягивает огромная застекленная арка фойе, обрамленная живописными башенками. За фойе - башня над парадной лестницей (вероятно, через нее лишенная окон лестница освещалась верхним светом), дальше - брандмауэр-щипец театрального зала, украшенный скульптурами, очевидно, символизирующими сценическое искусство.

Конкурс провели, но купеческая управа так и не решилась на строительство. В 1910 году в «Зодчем» был опубликован эскизный проект дома для этого участка, составленный известным поборником северного модерна Н. В. Васильевым, однако столичные купцы не заинтересовались и этой работой. Начали строительство чуть позже по проекту инженера-путейца Александра Барышникова. Его проект и воплотили в жизнь в 1911 - 1912 гг., именно этот дом мы и видим, теперь уже с памятником самому известному его квартиранту.

Читайте также о том, как по указу Петра 300 лет назад началось строительство Ладожского канала.

#история России #исторические здания #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6457) от 11.06.2019 под заголовком «Танцпол на 800 купцов».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.