Танцпол на 800 купцов. Почему в столичном Петербурге так и не открылся центр развлечений?

Шестиэтажный дом на улице Рубинштейна, 23, известен как ленинградский адрес писателя Сергея Довлатова. Однако писатель, да и другие обитатели могли бы жить в здании совсем другого облика. В 1904 году Санкт-Петербургская купеческая управа планировала построить здесь доходный дом с залом для театральных представлений, для чего заказала конкурс проектов Санкт-Петербургскому обществу архитекторов.

Танцпол на 800 купцов. Почему в столичном Петербурге так и не открылся центр развлечений? | Иллюстрация - проект А. Л. Лишневского. «Зодчий». 1905 г.

Иллюстрация - проект А. Л. Лишневского. «Зодчий». 1905 г.

Участок принадлежал находившемуся рядом (наб. реки Фонтанки, 62) Петровскому училищу, открытому по инициативе и на средства петербургского купечества еще в 1880 году. Доходный дом мог стать одним из финансовых источников для содержания учебного заведения. Комбинированная постройка, предполагавшая сочетание квартир и театрального зала, сулила стабильные прибыли. Население столицы постоянно росло, и спрос на разнообразные зрелища не отставал от спроса на жилье. Участок долгое время был незастроенным («пустопорожним»), что облегчало задачу архитекторов.

Наряду со свободным от строений участком условия конкурса также предоставляли архитекторам свободу рук. Однако «пожелания» заказчика к программе все же прилагались. Купцы желали получить парадный въезд во двор со стороны Троицкой (ныне Рубинштейна) улицы, комфортабельные квартиры в лицевом доме, а в глубине участка - «зрительный театральный зал, приспособленный также для концертов, балов» вместимостью до 800 мест. Понятно, что большинство участников конкурса, стремясь получить премию (первая составляла значительную по тем временам сумму - 2 тыс. руб.), не рискнули проигнорировать эти «рекомендации».

К сроку поступило 14 проектов. Вожделенную первую премию получил С. В. Беляев, вторую - А. И. Владовский, третью - А. Л. Лишневский. Четвертыми оказались соавторы Г. А. Косяков и Н. Л. Подбереский, пятым - М. М. Перетяткович.

Сергей Беляев не рискнул отодвигать театральный зал в самый дальний угол двора, протянувшегося в глубину квартала более чем на 120 метров: слишком долгий путь для жаждущей развлечений публики. Архитектор поставил коробку зала посередине поперек двора (параллельно улице), пропустив под этим зрелищно-развлекательным комплексом проездные арки.

Высокие полуциркульные окна, освещающие двусветный зал, хорошо просматриваются с улицы. Жюри осталось довольно. Фасад зодчий видел в духе скромного северного модерна («носит несколько суровый характер» - попеняли ему). Подобный элегантный декор использовал в своих постройках Федор Лидваль, с которым Сергей Беляев часто сотрудничал. Подкачали лишь два массивных граненых купола по сторонам въезда во двор. Судьи отметили, что выпячивание «башен с высокими крышами не оправдывается ни необходимостью, ни планом».

Александр Владовский также поставил зал посередине участка, но перпендикулярно улице. Удачным для безопасности и комфорта публики решением было признано разведение потоков зрителей. Пешие театралы попадали в зал прямо с улицы по системе переходов; приехавшие в экипажах направляли бы лошадей через боковые арки во внутренний двор и заходили в зал оттуда.

Получивший третью премию Александр Лишневский проигнорировал пожелания заказчика и спроектировал зал «исключительно театрального» характера, так что использовать его для балов было бы невозможно. Архитектор задумал прорезать участок открытым проездом, в глубине которого взгляд притягивает огромная застекленная арка фойе, обрамленная живописными башенками. За фойе - башня над парадной лестницей (вероятно, через нее лишенная окон лестница освещалась верхним светом), дальше - брандмауэр-щипец театрального зала, украшенный скульптурами, очевидно, символизирующими сценическое искусство.

Конкурс провели, но купеческая управа так и не решилась на строительство. В 1910 году в «Зодчем» был опубликован эскизный проект дома для этого участка, составленный известным поборником северного модерна Н. В. Васильевым, однако столичные купцы не заинтересовались и этой работой. Начали строительство чуть позже по проекту инженера-путейца Александра Барышникова. Его проект и воплотили в жизнь в 1911 - 1912 гг., именно этот дом мы и видим, теперь уже с памятником самому известному его квартиранту.

Читайте также о том, как по указу Петра 300 лет назад началось строительство Ладожского канала.

#история России #исторические здания #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6457) от 11.06.2019 под заголовком «Танцпол на 800 купцов».


Комментарии