Такая долгая жизнь. Ушел из жизни Григорий Ястребенецкий

В ночь на 18 марта в Петербурге скончался Григорий Ястребенецкий – скульптор, народный художник РСФСР.

Такая долгая жизнь. Ушел из жизни Григорий Ястребенецкий | ФОТО Википедии / Creator-AP photo / CC BY-SA 4.0

ФОТО Википедии / Creator-AP photo / CC BY-SA 4.0

Книга его воспоминаний называется «Такая долгая жизнь». Ему действительно была дарована судьбой долгая жизнь – до ста лет не дожил совсем чуть-чуть.

Григорию не было еще и восемнадцати лет, когда началась война. Парня отправили поначалу в запасной минометный полк, который базировался в городе. Ястребенецкий пережил все ужасы блокады. Видел, как горел Гостиный двор, как эвакуировали картины из Эрмитажа, пережил обстрелы, которые длились весь день, и только на один час воцарялась тишина – немцы делали перерыв на обед. В декабре 41-го Григорий Ястребенецкий попал в госпиталь с диагнозом дистрофия второй степени. «Когда в фильмах показывали, как идут по улице два-три человека и везут санки с покойниками, меня это возмущало. Потому что люди вереницей шли… И эти порции хлеба, которые давали военным – 150 г. Хлеб был зеленым. Потом он стал белым – стали добавлять целлюлозу. Но вкуснее это его не сделало…», – вспоминал он. Видно, молодой организм не исчерпал весь запас сил, Ястребенецкий выжил. А, может, как он вспоминал потом, жизнь спасла галета, добавленная к госпитальному пайку как раз в то время, когда он попал на лечение.

Подлечившись, Ястребенецкий вернулся на фронт, в воздухоплавательный дивизион. Участвовал в военной операции, предшествующей полному снятию блокады. Сражался под Нарвой, Шлиссельбургом, на Карельском перешейке. Война завершилась для него в Восточной Пруссии, под Кенигсбергом.

Уцелев в чудовищной бойне, он решил исполнить свою мечту служить искусству. В 1951 году Григорий Ястребенецкий окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, скульптурный факультет. В стенах родного института (ныне Академии художеств) он потом преподавал долгие годы. Многим из учившихся здесь запомнился этот высокий, красивый, от природы элегантный человек. Среди его учеников – Ярослав Барков, автор памятника Даниилу Гранину, Матвей Макушкин, увековечивший Виктора Цоя, Екатерина Пильникова, участвовавшая в эрмитажном проекте Александра Сокурова «Рембрандт. Посвящение», победитель конкурса на памятник Чайковскому…

У Ястребенецкого была мастерская в знаменитом Доме художников на Песочной набережной. Он трудился там с 1961 года. Работал, не щадя себя. На его счету около 500 скульптурных портретов и мемориальных досок, более 60 памятников и монументальных композиций, установленных не только в России, но и за рубежом, множество мемориальных досок, надгробий…

Скульптор не просто лепил портреты художников, композиторов, писателей – он увековечивал память о них, об их подвижнической жизни, отданной искусству. И сам был таким же подвижником, воплощая в камне и бронзе самые тонкие чувства.

Память о войне, «о доблести, о подвигах, о славе» оставалась для скульптора наиважнейшей темой. Григорий Ястребенецкий создал памятники на линии обороны Ленинграда – «Безымянная высота» на Ивановских порогах, мемориал в крепости «Орешек» под Шлиссельбургом. Одна из его монументальных работ – мемориальный комплекс на немецком кладбище в деревне Сологубовка.

А в Германии, в Гамбурге, стоит его памятник советским воинам, умершим от голода в концентрационном лагере.

Незадолго до смерти скульптор принял участие в создании фильма «Блокадный футбол» о матче, который состоялся между командами, собранными из оставшихся в городе игроков. Он дал интервью, в котором поделился воспоминаниями. Зная о матче, он собирался его посетить, но не смог. Картина будет документально-игровой, снимает ее Вагенак Балаян, ученик Игоря Масленникова.

Увидеть Григория Даниловича и послушать его воспоминания можно также в фильме Максима Якубсона «Архитектура блокады». Рассказывая в этой картине о пережитом, о войне, о памятниках, созданных на военную тему, скульптор вдруг сказал: «С кем воевал – никого. Дружил с Михаилом Бобровым, с Граниным – столько лет! И они ушли. Позвонить-то некому, никого не осталось…»

Теперь и он ушел вслед за ними. О времени прощания с Григорием Ястребенецким станет известно позднее.

#память #прощание #город #люди

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 49 (7132) от 21.03.2022.


Комментарии