Сушим весла. Навигация по внутренним водным путям Петербурга остается закрытой

«Слушай, а у вас что, речные трамвайчики не ходят? - вопрос приятеля, приехавшего в наш город в командировку на несколько дней из Казани, застал меня врасплох. - Каждый год приезжаю в Петербург и обязательно отправляюсь по какому-нибудь новому водному маршруту. А тут смотрю - тишина»...

Сушим весла. Навигация по внутренним водным путям Петербурга остается закрытой | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

И в самом деле - любой желающий может легко убедиться, что Мойка, Фонтанка, да и сама Нева от привычных катеров и экскурсионных теплоходов сейчас девственно чисты - только редкие «грузовики» да специальные суда нарушают водную гладь. И до конца июня ситуация вряд ли изменится. По словам президента Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга (АВПС) Владимира Родионова, на заседании рабочей группы оперативного штаба по транспорту в конце мая вроде бы намеревались открыть внутреннюю пассажирскую навигацию, да не открыли. «Если нам все же разрешат работать с конца июня, больше 20% того, что мы заработали в прошлом году, получим вряд ли, - говорит генеральный директор одной из профильных компаний Владимир Филиппов. - И на то есть вполне объективные причины».

Стоит напомнить: в 2019-м судоходные компании Северной столицы, осуществляющие пассажирские перевозки, обслужили более 3 миллионов человек. При этом, по оценке АВПС, примерно 40% пассажиров воспользовались экскурсиями по рекам и каналам Петербурга, а весь контингент клиентов можно условно поделить на три большие части. Примерно по 30% были иностранцы и гости из других регионов России, а оставшиеся 40% приходились на петербуржцев.

«В этом сезоне очевидно, что гостей из-за рубежа не будет вовсе и рассчитывать придется на горожан», - считает директор другой профильной компании Николай Предтеченский. И Владимир Филиппов с ним согласен: по его оценке, появление даже жителей других российских регионов в Петербурге в значимых объемах случится не ранее середины-конца июля.

Ситуация для «прогулочников» действительно патовая. В отличие от тех же отельеров, которые после отмены ограничений смогут работать и зимой, судьбу речников определяет природа. И уже в середине октября желающих прокатиться по нашим каналам может не оказаться. В результате, как считают эксперты, недополученная прибыль владельцев судоходных компаний может исчисляться десятками (если не сотнями) миллионов рублей. «Скорее всего, из-за отсутствия спроса часть флота так и не будет спущена на воду, - полагает Предтеченский. - Особенно проблемной в сложившихся условиях может стать эксплуатация «Метеоров»: вполне вероятно, что некоторые из них в эту навигацию так и останутся не у дел».

При этом Владимир Филиппов надеется, что большую часть прогулочного флота хозяева все же спустят на воду. «С точки зрения организации процесса без разницы, спускать на воду 10 или 15 судов - все равно кран надо нанимать, - замечает он. - Однако очевидно, что пассажиров в нынешнем году будет гораздо меньше». И, хотя загадывать рано, как эти, так и другие специалисты уверены: если в навигацию на реках и каналах в 2020-м удастся перевезти миллион человек - уже будет хорошо. А вот в том, что объемы прошлого года будут потеряны как минимум на 35 - 40%, не сомневается никто.

Выиграют ли от этого пассажиры? Возможно. По экспертной оценке, высокая конкуренция за клиента вполне может привести к тому, что начнется демпинг. «Уже сейчас я вижу, что появляются предложения со скидкой 20 - 40% от вполне адекватной и определяемой высоким качеством услуги цены, - оценивает ситуацию Николай Предтеченский. - Поэтому не исключаю, что вместе с открытием навигации начнется и ценовая война».

Между тем, по мнению Владимира Филиппова, «завтра открыть прогулочную навигацию все же не получится». «Есть убедительная просьба к властям хотя бы за неделю до старта пассажирской навигации разрешить технический, без пассажиров, заход теплоходов во внутренние реки и каналы Петербурга, - говорит он. - Это необходимо для того, чтобы перевозчики могли подготовиться к началу работы». По его словам, им нужно расставить понтоны-причалы, организовать пункты посадки-высадки и т. п. «Для того чтобы это сделать качественно и без ненужной спешки, необходимо как минимум 4 - 5 дней, - продолжает он. - И если нам загодя не позволят осуществлять технические заходы, мы дополнительно потеряем почти неделю».

При этом специалисты уверены: большая часть крупных судоходных компаний даже в сложившихся условиях выстоит. «Да, вероятно, что они не станут использовать весь флот и постараются свести к минимуму издержки, - полагают специалисты. - Но если нет больших долгов - значит есть хоть какая-то возможность для маневра». Причем скорее смогут приспособиться к «постковидным» условиям средние и мелкие предприятия - они зачастую гибче в управлении и не обременены большой «надстройкой», которую в нынешних условиях «кормить» наиболее проблематично.

«Лишь бы разрешили работать - а там видно будет, как сложится сезон», - резюмируют собеседники.

#навигация #реки и каналы #водоемы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (6701) от 17.06.2020 под заголовком «Пока сушим весла».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.