Сушим весла. Навигация по внутренним водным путям Петербурга остается закрытой

«Слушай, а у вас что, речные трамвайчики не ходят? - вопрос приятеля, приехавшего в наш город в командировку на несколько дней из Казани, застал меня врасплох. - Каждый год приезжаю в Петербург и обязательно отправляюсь по какому-нибудь новому водному маршруту. А тут смотрю - тишина»...

Сушим весла. Навигация по внутренним водным путям Петербурга остается закрытой | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

И в самом деле - любой желающий может легко убедиться, что Мойка, Фонтанка, да и сама Нева от привычных катеров и экскурсионных теплоходов сейчас девственно чисты - только редкие «грузовики» да специальные суда нарушают водную гладь. И до конца июня ситуация вряд ли изменится. По словам президента Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга (АВПС) Владимира Родионова, на заседании рабочей группы оперативного штаба по транспорту в конце мая вроде бы намеревались открыть внутреннюю пассажирскую навигацию, да не открыли. «Если нам все же разрешат работать с конца июня, больше 20% того, что мы заработали в прошлом году, получим вряд ли, - говорит генеральный директор одной из профильных компаний Владимир Филиппов. - И на то есть вполне объективные причины».

Стоит напомнить: в 2019-м судоходные компании Северной столицы, осуществляющие пассажирские перевозки, обслужили более 3 миллионов человек. При этом, по оценке АВПС, примерно 40% пассажиров воспользовались экскурсиями по рекам и каналам Петербурга, а весь контингент клиентов можно условно поделить на три большие части. Примерно по 30% были иностранцы и гости из других регионов России, а оставшиеся 40% приходились на петербуржцев.

«В этом сезоне очевидно, что гостей из-за рубежа не будет вовсе и рассчитывать придется на горожан», - считает директор другой профильной компании Николай Предтеченский. И Владимир Филиппов с ним согласен: по его оценке, появление даже жителей других российских регионов в Петербурге в значимых объемах случится не ранее середины-конца июля.

Ситуация для «прогулочников» действительно патовая. В отличие от тех же отельеров, которые после отмены ограничений смогут работать и зимой, судьбу речников определяет природа. И уже в середине октября желающих прокатиться по нашим каналам может не оказаться. В результате, как считают эксперты, недополученная прибыль владельцев судоходных компаний может исчисляться десятками (если не сотнями) миллионов рублей. «Скорее всего, из-за отсутствия спроса часть флота так и не будет спущена на воду, - полагает Предтеченский. - Особенно проблемной в сложившихся условиях может стать эксплуатация «Метеоров»: вполне вероятно, что некоторые из них в эту навигацию так и останутся не у дел».

При этом Владимир Филиппов надеется, что большую часть прогулочного флота хозяева все же спустят на воду. «С точки зрения организации процесса без разницы, спускать на воду 10 или 15 судов - все равно кран надо нанимать, - замечает он. - Однако очевидно, что пассажиров в нынешнем году будет гораздо меньше». И, хотя загадывать рано, как эти, так и другие специалисты уверены: если в навигацию на реках и каналах в 2020-м удастся перевезти миллион человек - уже будет хорошо. А вот в том, что объемы прошлого года будут потеряны как минимум на 35 - 40%, не сомневается никто.

Выиграют ли от этого пассажиры? Возможно. По экспертной оценке, высокая конкуренция за клиента вполне может привести к тому, что начнется демпинг. «Уже сейчас я вижу, что появляются предложения со скидкой 20 - 40% от вполне адекватной и определяемой высоким качеством услуги цены, - оценивает ситуацию Николай Предтеченский. - Поэтому не исключаю, что вместе с открытием навигации начнется и ценовая война».

Между тем, по мнению Владимира Филиппова, «завтра открыть прогулочную навигацию все же не получится». «Есть убедительная просьба к властям хотя бы за неделю до старта пассажирской навигации разрешить технический, без пассажиров, заход теплоходов во внутренние реки и каналы Петербурга, - говорит он. - Это необходимо для того, чтобы перевозчики могли подготовиться к началу работы». По его словам, им нужно расставить понтоны-причалы, организовать пункты посадки-высадки и т. п. «Для того чтобы это сделать качественно и без ненужной спешки, необходимо как минимум 4 - 5 дней, - продолжает он. - И если нам загодя не позволят осуществлять технические заходы, мы дополнительно потеряем почти неделю».

При этом специалисты уверены: большая часть крупных судоходных компаний даже в сложившихся условиях выстоит. «Да, вероятно, что они не станут использовать весь флот и постараются свести к минимуму издержки, - полагают специалисты. - Но если нет больших долгов - значит есть хоть какая-то возможность для маневра». Причем скорее смогут приспособиться к «постковидным» условиям средние и мелкие предприятия - они зачастую гибче в управлении и не обременены большой «надстройкой», которую в нынешних условиях «кормить» наиболее проблематично.

«Лишь бы разрешили работать - а там видно будет, как сложится сезон», - резюмируют собеседники.

#навигация #реки и каналы #водоемы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (6701) от 17.06.2020 под заголовком «Пока сушим весла».


Комментарии