Стройка у трехмостья. Набережную Мойки ставят на бетонный ростверк

Небольшой, но ответственный участок набережной Мойки приводят в порядок в историческом центре Петербурга. Здесь, на отрезке от Поцелуева моста до Краснофлотского, к реке примыкает дорога с интенсивным движением, а за ней — здание Центрального военно-морского музея. И потому капитальный ремонт набережной ведут со всеми мерами предосторожности: подвижки грунта недопустимы.

Стройка у трехмостья. Набережную Мойки ставят на бетонный ростверк | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Гранитную стенку набережной разбираем полностью — до основания. И, чтобы земля не сползла в реку, по всей длине ремонтируемого участка установили металлическое шпунтовое ограждение, которое жестко фиксирует грунт. Как результат — подвижки почвы исключаются, что особенно важно, поскольку буквально в нескольких метрах от реки расположено историческое здание музея, — рассказал представитель организации — производителя работ начальник участка Виталий Горлов.

Другую металлическую стенку соорудили по руслу Мойки. Около нее пришвартованы строительные плотики. Эта речная ограда отделяет часть реки, прилегающей к ремонтируемому участку. Когда будут разбирать нынешний деревянный ростверк — основание набережной, то воду из отделенной шпунтом акватории откачают.

Напомним, в начале XVIII века Мойка, тогда она называлась Мья, представляла собой мелкую извилистую застойную речку, вытекающую из болота, которое находилось вблизи Марсова поля. С 1736-го по 1737 год провели углубление русла реки, а берег укрепили высокой деревянной стенкой с деревянными перилами.

Строительство каменных набережных на Мойке началось в 1797‑м. Участок от Невского проспекта до Крюкова канала одели в гранит к 1810 году. Основание набережной было сооружено из вертикальных деревянных свай и шпунта. По «головкам» свай уложили брусчатый ростверк и стенку из бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой.

Деревянный ростверк за два с лишним века свое отслужил, пришла пора поменять его на бетонный. Так делается на всех участках набережных в Петербурге, которые проходят капитальный ремонт. Можно не сомневаться, что бетонный ростверк прослужит уж точно не меньше, чем деревянный. Ведь бетон в воде становится только прочнее, так что ремонтируем набережную на века, — заверил начальник участка.

Мойка2_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА


Как объяснили строители, кап­ремонт на этом участке стал необходимым уже несколько лет назад. Дождевая вода и талая, после зимы, постепенно вымывали раствор между гранитными блоками, в результате они стали выпирать из стенки набережной. Вместе с этим стала наблюдаться просадка грунта, что недопус­тимо в связи с расположением здесь исторических зданий. Кстати, противоположный участок набережной Мойки — от Поцелуева моста до Матвеева — капитально отремонтировали несколько лет назад. В результате левый берег реки выглядит теперь безукоризненно, пришла очередь привести в порядок и правый.

Участок, отведенный под капитальный ремонт, не очень большой, порядка 35 метров. Гранитную мостовую мы разобрали за три дня. Затем ожидали, пока соорудят шпунтовые стенки. После этого приступили к разборке непосредственно стенки набережной. Каждый камень нумеруем и отправляем на реставрацию. Позднее в таком же порядке будем собирать стенку, — показывает на штабель из гранитных блоков бригадир Владимир Шольц, подчеркнув, что сам он относится к известной фамилии петербургских архитекторов и строителей.

При разборке набережной первые номера пришлись на гранитные тумбы ограждений. Их вместе с решетками отправили на реставрацию еще в марте. Когда корреспонденты газеты посетили строительную площадку, то в штабель уже складывали блоки под 80-ми номерами. Каждый камень очистят пескоструем, если есть сколы, то нарастят, затем обработают специальной мастикой с вкраплением гранитной крошки — чтобы сохранить цвет материала. Все это делается не на строительной площадке, а в специальных мастерских. После реставрации камни вернут на их законные места, где они были установлены в начале 1800‑х годов.

Порядок работ таков: первый этап — разбор перильного ограждения и тротуарных плит; второй — забивка шпунтового ограждения; третий — разбор стенки набережной. Далее — откачка воды и сооружение ростверков, затем начнем сборку набережной. На заключительном этапе — проведение благоустройства по всей зоне работ, — определил очередность строительных операций Виталий Горлов.

В связи с ремонтными работами движение на набережных ограничено по обоим берегам Мойки — от Поцелуева моста до Матвеева. Ограничения коснулись и судоходства по реке и Крюкову каналу. Прогулочные суда доходят до зоны работ и разворачиваются на водном пятачке трехмостья — между Матвеевым мостом, перекинутым через Крюков канал, и Поцелуевым с пешеходным Краснофлотским, построенными над Мойкой.

Мойка3_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА


Также ограничено движение для транспорта по набережной Крюкова канала — вдоль Военно-морского музея, здесь обустроен строительный городок. В результате пострадали и зеленые зоны, и территория, засыпанная щебенкой. На заключительном этапе работ строителям все это будет необходимо восстановить. В соответствии с графиком работ и порубочным билетом здесь потребуется благоустроить 157 кв. метров газонов и 83 кв. метра щебеночно-набивного покрытия. Контроль за высадкой деревьев и кустарников будут вести специалисты городского комитета по благоустройству. Впрочем, горожане тоже могут высказать свои замечания по телефону «горячей линии» комитета.

Капитальный ремонт набережной Мойки начали в марте этого года. Работы идут четко по графику, завершить их планируют в нынешнем октябре. И тогда все ограничения, как для проезда автомобилей, так и для судоходства, здесь будут сняты.


#набережная #Мойка #капремонт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 80 (7409) от 04.05.2023 под заголовком «Стройка у трехмостья».


Комментарии