Стрит-арт становится отдельным видом искусства в Петербурге

Недавно сотрудники петербургского Института исследования стрит-арта стали проводить «Городские прогулки», чтобы ознакомить с уличным искусством как можно больше людей. В трехчасовой экскурсии для журналистов и блогеров по Василеостровскому району создатели проекта Полина Штанько и Петр Поликарпов показали то, что, будучи доступным, остается незамеченным.

Стрит-арт становится отдельным видом искусства в Петербурге | Такой рисунок не испортит глухой забор. ФОТО Вадима МИХАЙЛОВА

Такой рисунок не испортит глухой забор. ФОТО Вадима МИХАЙЛОВА

Мы встретились у станции метро «Василеостровская». Полина и Петр сообщили, что нам предстоит не экскурсия по городу в традиционном понимании. Они придумали «прогулки» для обмена впечатлениями между слушателями и гидами во время похода по местам уличного искусства. После прогулки в чат добавляются ее участники, они делятся фотографиями-впечатлениями и продолжают общаться между собой. Если слушатель найдет новые «картинки», то гиды попытаются узнать, кто их авторы. Картинки редко существуют долго. Поэтому ни одна прогулка не повторяет прежнюю. А маршрут иногда приходится менять на ходу.

Полина занимается темой «Уличное искусство и туризм». По ее словам, если Петербург хочет стать центром притяжения для людей разных возрастов и интересов, такие прогулки надо проводить постоянно. Мы двигались от метро «Василеостровская» к набережной Смоленки, потом по острову Декабристов к метро «Приморская». Затем могут появиться маршруты по направлениям в уличном искусстве, отдельным художникам и так далее.

Что касается направлений, то за них отвечает Полина. В данной прогулке их было три - стикер-арт (картинки-наклейки), граффити и стрит-арт. По словам Петра, стикер-арт и граффити прежде всего направлены на «внутреннего» участника, на посвященного, а не стороннего прохожего. А стрит-артисты работают с посланиями, которые могут считываться всеми.

На Среднем проспекте на неприметном доме за «Макдоналдсом» окно первого этажа полностью заклеено стикерами. Как поясняет Полина, стикер-арт начинался с использования стандартных наклеек для бейджей My name is... («Мое имя...»), которые продавались в магазинах. На них рисовали и наклеивали на какую-нибудь поверхность. Позже художники стали использовать наклейки для посылок с текстом «Куда... Кому...». Сейчас дело дошло до небольших линогравюр, один такой пейзаж находится на упомянутом окне и принадлежит неизвестному автору.

Авторы некоторых стикеров известны. Фирменный знак художника, работающего под ником Самек, - две запятые, они могут использоваться самостоятельно, часто становятся глазами человечка, одетого как космонавт. Группу КМФ («Кто моет форточки?») отличают изображения носатой маски. В ходе прогулки работы этих художников нам много раз встречались. Петр замечает, что стикер-арт, несмотря на бумажный носитель, сохраняется дольше, чем другое уличное искусство.

Следующая остановка - у Клуба подводников на 5-й линии. Вероятно, по инициативе самих моряков вдоль всего фасада нарисована подводная лодка. Но это специалисты считают не стрит-артом, а элементом благоустройства. А стрит-арт представляет человечек Самека у гребного винта и несколько трафаретных портретов, добавленных неизвестным автором под «брюхом» лодки.

В другом дворе гиды показывают изображение задумчивого мальчика, это работа художницы, использующей ник Пете Тепло. Трехглазая девочка - фирменный знак Нади Эго. Работы двух художниц относятся к граффити, они что-то сигнализируют своему кругу зрителей. Пока очень узкому. Но как знать, что будет дальше, знаменитый Бэнкси тоже начинал не для музеев.

Одна из центральных точек прогулки - «спот» (место с высокой концентрацией уличного искусства) на 2-й линии. Художники занимают стены совершенно заброшенных зданий, создавая живую городскую среду. И понимают, что, когда дома снесут или реконструируют, «спот» исчезнет. Но сегодня человечки, собаки и надписи типа «смотри» скрашивают впечатление от руин.

В истоке реки Смоленки в воде стоят старые металлические столбы, к которым крепились причальные сооружения. Самек облюбовал их для своих человечков, чем оживил «заброшку». Уральская улица и улица Одоевского «принадлежат» группе «Осколки», которая оставила на гаражах и заборах мужской профиль. Он называется «сэр».

Гиды поясняют, что в ходе прогулок пытаются разрушить стереотипное отношение к уличному искусству как действиям вандалов из околокриминального мира. «Разве можно назвать человечков Самека или художественные эксперименты «Осколков» негативными?» - спросили гиды. И повели во двор на проспекте КИМа, чтобы показать самый яркий пример мирного сосуществования художников и местных жителей.

Детская площадка отделена от места сбора мусора стенкой из пластика. Ее расписали совместными усилиями и оставили автографы: «Осторожно, окрашено! Осколки и дети! и Тйома!». На прощание гиды показывают росписи на задних стенах гаражей, расположенных за НИИ Арктики и Антарктики. «Видите изображения баллончика с краской? - поясняет Петр, - обычно у уличных художников баллон злой. У Самека - добрый».

По оценке Поликарпова, в Петербурге уличным искусством занимаются примерно полторы тысячи художников. Из них 200 авторов создают, по его мнению, качественные произведения. Мечта исследователя - создать электронный каталог, где будет представлено большинство художников.

Подведем итоги. Во время «прогулки» мы увидели уличное искусство, которое не разрушает, а создает городскую среду. Не вторгается на фасады зданий, уродуя их, а указывает на те места, которые требуют заботливых рук. Такое искусство можно изучать и фиксировать в каталогах. Вандализм оставим для криминальной хроники.

#стрит-арт #уличные художники #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (6523) от 12.09.2019 под заголовком «Добрый человек на заброшенном причале».


Комментарии