Страж Ильинской слободы. Работу с петербургскими плотинами ждет перезагрузка

Укрощать нрав городских рек, готовых выйти в половодье из берегов и натворить немалых бед, петербуржцы научились давно. Но что интересно: многие плотины, каналы, коллекторы и другие гидротехнические сооружения (ГТС), которые для того-то и строились, исправно несут свою службу с петровских времен и поныне. С одним из таких «патриархов» ознакомились корреспонденты «СПб ведомостей», посетив Ржевский гидроузел, созданный более трех столетий назад в историческом районе города Ильинская слобода на реке Охте, километрах в десяти от ее устья.

Страж Ильинской слободы. Работу с петербургскими плотинами ждет перезагрузка | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Иноземные секреты

Двигаясь вдоль Ржевского лесопарка, мы подъезжаем практически к створу улицы Коммуны. Здесь, ближе к восточной окраине города, и находится этот гидроузел или, другими словами, Охтинская плотина, входящая в сложную систему разнообразных по форме, но единых по своему назначению гидротехнических петербургских объектов.

Грунтовая насыпь, ставшая те лом плотины, а позже и автомобильным мостом, разделяет ее на две части. По правую руку от нас простирается водная гладь Охтинского разлива, уходящего за КАД, который облюбовали рыбаки. А по левую, со стороны так называемого нижнего бьефа, расположенного метров на пять ниже насыпи, бурля и пенясь, несется речная вода. Происходит это, правда, лишь в тех случаях, когда специалисты, регулируя уровень воды, чтобы избежать подтопления окрестных мест, открывают затворы плотины.

Такое вот нехитрое, но надежное сооружение, которое в основе своей (обновляемые механизмы не в счет) за три века принципиально не изменилось...

Машины Охтинского порохового завода, построенного здесь в 1715 – 1716 гг. по указу Петра I, приводились в действие водой. Чтобы заставить ее работать на военные нужды, в этой части города, тогда необжитой, и была построена эта плотина, одно из старейших ГТС Петербурга. Изготовление пороха по «иноземному» образцу обязался наладить голландец Петр Шмидт, приглашенный для этого в город на Неве. И хотя вскоре после приезда он умер, русские мастера освоили его «секретную» технологию, используя селитру, серу и уголь, которые следовало мелко истолочь с помощью жерновов и перемешать.

Пороховой завод рос. Рядом с ним на Охте появились «сверленый амбар» для изготовления пушечных жерл, разные мельницы для хозяйственных потребностей и другие сооружения. Государственные интересы, а проще говоря, постоянные войны со шведами и турками требовали наращивать производство взрывчатых веществ, и заводчане старались изо всех сил. Но иногда от этой опасной продукции сами же и погибали.

Наследие генерала Безена

В апреле 1803 года произошел особенно большой взрыв, жертвами которого стали 18 человек, а заводским строениям был нанесен серьезный ущерб. Через три года, по завершении восстановительных работ, здесь побывал император Александр I. В память об этом недалеко от плотины, у входа на завод (теперь это восточная часть Большого Ильинского сада), по проекту Федора Демерцова были построены Александровские ворота, памятник архитектуры, признанный объектом культурного наследия регионального значения.

Такой же статус получила спустя время Охтинская плотина, которая обрела в 1828 году вторую жизнь: деревянное сооружение, прослужившее сотню лет, тогда заменило капитальное, с металлическим мостом. Основные детали для «помолодевшего» по проекту генерала Петра Безена гидротехнического объекта выполнил Александровский чугунолитейный завод (ныне Пролетарский), а мост через него украсили художественной решеткой, в орнаменте которой использовали артиллерийскую атрибутику...

Увы, после реконструкции, которая произошла без малого полтора века спустя, в советское время, этот инженерно-архитектурный памятник утратил и подлинную решетку, и чугунные арочные пролеты. Правда, расширив объект и увеличив бетонные опоры, строители сделали его прочнее. Но, прослужив еще полстолетия, гидроузел пришел в аварийное состояние. В 2008 году его передали дирекции по обеспечению безопасности ГТС Санкт-Петербурга «Ленводхоз», подведомственному Смольному госучреждению, и когда был выполнен капитальный ремонт (2013 – 2015 гг.), плотина-ветеран вновь преобразилась...

Вместе с Натальей Добровольской, возглавляющей один из отделов этого учреждения, мы стоим у центрального водосброса плотины. Если посмотреть от этого места направо, взору откроется территория завода «Пластполимер», отвечавшего за эксплуатацию плотины до того, как она перешла в ведение городских властей. У ближнего левого берега разлива виднеется «свечка» завода «Химик», на верхнем этаже которой исполинскими буквами начертано: «АРЕНДА». Да и дальше примечаешь какие-то производства, многие из которых, как выяснилось, берут воду для технологических нужд из Охтинского водохранилища.

Прежний владелец и не забросил плотину (иначе вода после ливней, а тем более в паводки подтопляла бы окрестные здания и коммуникации), и толком ею не занимался, поясняют гидротехники.

Рисберма гасит поток

«Затворы проржавели, а некоторые заклинивало, – рассказывает Наталья Гаврис, начальник здешнего участка «Ленводхоза», – боковые устои и разделительные быки фактически были разрушены. Словом, объект находился в ужасном состоянии. А теперь прямо как новенький».

В подтверждение своих слов она показывает новые затворы-щиты в главной, русловой, части водосброса, которые дежурный приводит в действие, нажав на кнопку электротали (два боковых на историческом ГТС сохранились, но бездействуют: потребности в них нет). Тело плотины тогда основательно укрепили. А в 2018 году возобновлено было движение по дороге через нее, много лет остававшейся закрытой. С шоссе Революции транспорт смог вновь выезжать (минуя Ильинскую церковь, давшую название всей бывшей слободе) на улицу Химиков, то есть с одного берега реки на другой не окольным путем, а напрямую...

По другую сторону плотины, куда сбрасываемая вода устремляется в русло Большой Охты, пересекая бетонную площадку (рисберму), гасящую энергию потока, и каменистый порог, требуемый для тех же целей, после ремонта тоже все обновилось. Так что о прежней «военно-пороховой» летописи ГТС сегодня напоминают разве что мельничные жернова, вытащенные из реки на берег и уложенные там в виде громадного цветка.

Ни мусора, ни травы в потоке, несущемся из недр плотины, не видно. Это потому, поясняет Добровольская, что легкие предметы, вроде пластиковых бутылок, скапливающиеся перед забральной балкой плотины, убирают ленводхозовцы. А если течением принесет что-то весомое, с этим мусором разберутся водолазы, обследующие время от времени скрытую от глаз часть ГТС. Раньше предприятие имело свою водолазную группу, теперь привлекает «подводников» со стороны, и вообще многое в его работе меняется.

Логика реформирования

«Ленводхоз» наряду с «Экостроем», другим подотчетным комитету по природопользованию предприятием, занимался и эксплуатацией ГТС, находящихся в собственности города, и дноочистительными работами. Затеяв в прошлом году реорганизацию этих подразделений, Смольный решил передать первому из них все «водорегулирующие» сооружения, а второму поручил сосредоточиться только на очистке дна и акватории городских водоемов.

Хотя процесс «стягивания» в одно целое ГТС, обладающих разным имущественно-правовым статусом (одними распоряжались предприятия, другими владел «Мостотрест», а были и вовсе ничейные), начался раньше. Судите сами: лет десять назад «Ленводхоз» обслуживал всего 18 ГТС, а по состоянию на 2017 г. в собственности города находилось уже 69 таких сооружений, включая самые именитые и крупные петербургские ГТС, плотины Охтинского, Ижорского и Сестрорецкого водохранилищ, которые подновили на средства из городского бюджета.

Особо показательным стал нынешний год, когда этому предприятию перешло от «Экостроя» почти три десятка ГТС (в том числе мост-плотина с водоспуском на Орловском пруду в Стрельне), и общее число их перевалило за сотню, отмечает Виктор Зайцев, заместитель генерального директора «Ленводхоза». А «властители» ГТС в свою очередь начали отдавать коллегам свой речной флот (буксиры, катера и др.), предназначенный для уборки донных отложений и очистки водоемов от наплавного мусора.

В одни руки отойдут скоро все оставшиеся бесхозяйные, то есть ничейные, ГТС, выявленные в мегаполисе за последние годы, и несколько сооружений такого рода, находившихся в ведении Дирекции мелиоративных систем. Само же это предприятие (оно тоже подчиняется Смольному) для оптимизации расходов и управления сливается с «Ленводхозом», который будет отвечать также за всю обширную сеть рукотворных петербургских каналов, аккумулируя потребные для таких нужд средства. Довольно немалые: в первом полугодии 2020 года на содержание ГТС и мелиоративных систем город направил 111,9 млн рублей.

Сооружения водоподводящей системы петергофских фонтанов, как и ГТС музея-заповедника «Павловск», тоже, видимо, поступят в распоряжение этой реформируемой структуры, что будет логично. Так или иначе, судьба их скоро окончательно решится, резюмирует Зайцев.

«Сфера деятельности нашего предприятия расширится, и возможности его должны вырасти, – продолжает он. – Поэтому мы просим обновить наш парк автомашин и спецтехники, надеемся получить новые мотокосы, необходимые для уборки травы на водохранилищах. А к просьбам нашим городская власть обычно прислушивается: при ее поддержке мы приобрели, например, недавно парогенератор, освобождающий ото льда затворы, трубопереходы и т. д.»

Скажется ли такая перезагрузка на работе плотин? Безусловно. По завершении переходного периода ленводхозовцы обследуют все свои сооружения и составят (точнее, пересмотрят) программу ремонтных работ на ближайшие годы. С привлечением средств из госказны, поскольку это дорогое удовольствие: капремонт плотины и коллектора Красногородской бумажной фабрики обошелся, к примеру, в 54,4 млн рублей. А некоторые великовозрастные гидротехнические объекты в «оздоровлении» нуждаются.

#вода #реки и каналы #гидротехника

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (6759) от 09.09.2020 под заголовком «Страж Ильинской слободы».


Комментарии