Стартовала проходка второго тоннеля между «Спасской» и «Театральной»

В декабре началась проходка второго тоннеля между станциями метро «Спасская» и «Театральная». Он станет частью нового участка 4-й (оранжевой) линии до «Горного института». Если темпы сохранятся, есть все шансы открыть перегон через три года.

Стартовала проходка второго тоннеля между «Спасской» и «Театральной» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Сейчас в Петербурге строятся сразу две ветки метро. На юго-западе тянут первый участок 6-й линии от «Путиловской» (переход на «Кировский завод») до «Юго-Западной». А в старом городе удлиняют 4-ю линию от «Спасской» до «Горного института» с промежуточной «Театральной». Год назад «Санкт-Петербургские ведомости» рассказывали своим читателям («Куда побегут поезда» в номере от 16.10.2019), что открыть «Путиловскую», «Юго-Западную» и «Горный институт» чиновники хотят в 2022 году. Но уже спустя незначительное время этот срок дезавуировали. Теперь три станции обещают нам в 2023-м.

Под землей работа идет. Чтобы туда спуститься, захожу в специальный лифт на Театральной площади – его шахта заметно возвышается возле Мариинского театра. Всего лифта два, оба многофункциональны: могут поднимать из-под земли вагонетки с грунтом, а могут и людей, но не более дюжины. На «Театральной» трудятся восемь десятков человек одновременно. На данном этапе этого достаточно, а позднее, ближе к пуску, их количество возрастет в разы, пояснил начальник участка Игорь Котов.

В начале декабря был развернут тоннелепроходческий щит под милым деревенским названием «Петровна» – в честь, ни много ни мало, основателя города. Когда выбирали имя, рассматривался и другой вариант – «Ксения» («Метрострой» традиционно любит женские имена: есть «Надежда», «Аврора»), но он не победил – решено «Ксенией» назвать следующий – новый – щит.

– Щитовая проходка позволяет вести пробивку тоннеля быстро, безостановочно, а значит, безопасно. Средняя скорость составляет около 10 метров в сутки, – поясняет Игорь Котов. По его словам, щиты целесообразно использовать именно на больших расстояниях. На коротких выработках по-прежнему используется ручной труд и разработка породы отбойными молотками. Первый свой участок «Петровна» прошла по трассе, соорудив левый перегон от «Спасской» до «Театральной», теперь двинулась в обратном направлении, «прорубая» правый перегон – от «Театральной» к «Спасской».

Сейчас скорость еще не максимальная. Впрочем, пока я был внутри щита, он успела продвинуться на одно тюбинговое кольцо – на метр. Рабочие работают слаженно: каждые две минуты из вагонетки транспортируют тюбинги, аккуратно устанавливают и возвращаются за новыми. Когда кран-бегунок проезжает в сантиметрах от меня, подземщики предупреждают: «Бойся!». И бояться стоит – каска не спасет, если что...

Другие перегонные тоннели на строящемся участке линии, в том числе под Большой Невой, были сооружены ранее с помощью щитов, которые старше «Петровны» на 30 лет. Сегодня они используются на проходке тоннелей 6-й линии.

Одновременно сейчас строят и саму «Театральную». В отличие от перегонных тоннелей тут все работы ведутся вручную, без механизированного щита. Станция будет пилонного типа. Это означает, что она состоит из трех параллельных тоннелей – двух боковых с платформами и одного срединного между ними, к которому будут спускаться эскалаторы. Как только все три тоннеля построят, между ними будут пробивать проходы.

Сейчас средний «неф» визуально готов более чем на треть. В нем не смолкает шум отбойных молотков, с помощью которых рабочие удлиняют станцию, отсекая слои кембрийской глины и отправляя ее на поверхность в вагонетках. Рядом прокладывают один из двух боковых тоннелей. Боковой идет с некоторой задержкой. Таковы особенности технологии, поясняют мне: параллельные тоннели строить одновременно нельзя по требованиям безопасности, ведь в 60 метрах над ними находится историческая застройка вместе с Мариинским театром, а потому нельзя допустить никакой просадки грунта.

Первое время «Театральная» будет станцией-призраком. Так принято называть метровокзалы, мимо которых поезда проносятся без остановки. Призраками за всю историю города были четыре станции – «Пушкинская», «Адмиралтейская», «Крестовский остров» и «Обводный канал». Проблема «Театральной» связана с тем, что до сих пор не решен вопрос с выходом на поверхность. Проектом предполагалось, что эскалаторных тоннеля будет два – в подземный переход под Театральной площадью и в новое здание на месте Дома быта на углу Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов. На первом этапе предполагалось открыть только вестибюль под Театральной площадью.

Но проблема пришла откуда не ждали. Идею выхода на площадь раскритиковал художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Он негодовал, почему строительство метро сильно затягивается, ведь огромная площадка с высоким надшахтным стволом – «не самое лучшее соседство с таким собранием искусств». Ожидал ли маэстро такой реакции, но его беспокойство теперь еще больше затянуло стройку. Смольный уже объявил, что от строительства выхода на Театральной площади отказывается и будет думать над новым адресом. А на это потребуется еще неизвестно сколько времени: одно только перепроектирование может занять годы. Так что «собранию музыкальных искусств» (кстати, рядом на площади ожидает свой участи и ремонтный долгострой петербургской Консерватории!), видимо, придется долго соседствовать со стройплощадкой.

На сей момент есть предварительная договоренность, что очередность открытия выходов станции «Театральная» изменится. Первым заработает вестибюль на Лермонтовском. А вот срок, когда это произойдет, непредсказуем, как и многое в питерском метростроительстве: пока осторожно называются 2024 – 2025 годы.

У «Горного...» же «...института» с этим проще: там наклонный ход для эскалаторов уже сделали. Выход расположится на площади перед Василеостровской фабрикой-кухней на углу Большого проспекта, Косой и 24 – 25-й линиями. Василеостровцы радуются: хорошо, что у фабрики нет всемирно известного худрука.

#Петербургский метрополитен #метро #строительство метро

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (6828) от 16.12.2020 под заголовком «Призрак оперы на путях».


Комментарии