Состоялась пешеходная экскурсия «Авангардная архитектура. Нарвская застава»

По программе «Открытый город» состоялась первая пешеходная экскурсия «Авангардная архитектура. Нарвская застава». Дмитрий Козлов, исследователь ленинградского конструктивизма 1920 – 1930‑х годов, рассказал, о чем мечтали строители нового общества.

Состоялась пешеходная экскурсия «Авангардная архитектура. Нарвская застава» | ФОТО автора

ФОТО автора

Единственным примечательным сооружением в этой части города тогда были Нарвские триумфальные ворота, построенные в 1834 году по проекту Василия Стасова в честь победы над Наполеоном. От них эффектной дугой начинался проспект Стачек, застроенный преимущественно деревянными домами. К 10‑летию Октябрьской революции было решено преобразить территорию, создав образец нового социалис­тического города.

Дом культуры Московско-­Нарвского района был построен в 1925 – 1927 годах на площади Стачек по проекту Александра Гегелло и Давида Кричевского. Архитекторы соединили в облике здания образ «рупора революции» и античный амфитеатр, как противопоставление буржуазному театру с классовым разделением на зрителей партера, лож и ярусов. По нереализованному замыслу, зритель получал возможность войти в здание, посмотреть спектакль, обсудить увиденное с актерами, пройти «сквозь» сцену в спортивный зал, а затем попасть в парк.

Через пять лет по проекту тех же авторов рядом с Домом культуры был построен Дом технической учебы. Он уходил от проспекта Стачек на глубину 100 метров, там готовили работников культуры для всей страны. Сейчас об этом напоминают только окна бывших аудиторий, идущие уступами по главному полукруглому фасаду.

Остался нереализованным и ­замысел архитекторов соединить оба здания переходом на уровне второго этажа.

Жилые дома высотой четыре этажа начинаются на проспекте Стачек почти сразу за площадью. Они называются «Жилмассив Тракторной улицы», построены в 1925 – 1927 годах по проектам Александра Гегелло, Александра Никольского и Григория Симонова. По словам Дмитрия Козлова, сложный ритм окон, которые обеспечивали необходимую инсоляцию, придумал Никольский. Ему же принадлежит идея полу­арок, соединяющих дома. Они несут чисто эстетическую функцию. Теперь их часто фотографируют.

Дом советов Кировского района, построенный в 1930 – 1935 годах по проекту Ноя Троцкого, содержал элементы ратуши, включая декоративную башню для демонстрации советской символики в виде серпа и молота. Архитектор придумал ленточное остекление фасадов, которое было реализовано только на главном и восточном полукруглом зданиях.

Экскурсанты посетили Дом советов, где находится администрация Кировского района. Кроме эффектной лестницы в стиле ар-деко они увидели рекреацию на втором этаже восточного корпуса, откуда открывается вид на Кировскую площадь. Во дворе Дома советов находится круглое здание, которое связано на уровне второго этажа со всеми остальными корпусами. Это была столовая с кухней на первом этаже (на снимке). Сотрудники могли пообедать, не выходя на улицу. Сейчас в круглом здании находится МФЦ, переходы закрыты.

Печальное зрелище представляет собой корпус, где находился зал заседаний, а позже кинотеатр «Прогресс». Фильмы перестали показывать в конце восьмидесятых. Долгие годы корпус пустовал и разрушался. Сейчас районная администрация обещает привести его в порядок и открыть культурный центр.

Экскурсия продолжилась на другой стороне проспекта Стачек. За более поздними постройками находится здание профилактория. Он сооружался в 1928 – 1930 годах по проекту мастерской Льва Руднева. Идея состояла в том, чтобы рабочие могли регулярно проходить именно профилактические осмотры.

Принято считать, что, создавая в 1925 – 1927 годах проект здания школы имени 10‑летия Октября, Никольский и его мастерская придали ему вид серпа и молота. По мнению Козлова, символика иная. Полукруглый корпус создал сквер, выходящий на проспект, как делали мастера барокко. «Молотом» называют школьную обсерваторию. Это был центр здания: детей приучали к планетарному масштабу бытия. Кстати, в одном из вариантов проекта школа была одноэтажной с глухими стенами и верхним светом, чтобы учащиеся не бегали по лестницам и не отвлекались от уроков, глядя в окна. На стенах должны были размещаться наглядные учебные материалы.

Для универмага и фабрики-кухни на площади Стачек отводилось одно здание, построенное в 1929 – 1931 годах по проекту мастерской Армена Барутчева. Здесь важным было показать одно из достижений советской власти — изготовление полуфабрикатов, которые экономят время домохозяек, а также продемонстрировать изобилие и доступность товаров.

Экскурсия завершилась около стадиона «Кировец», который сооружался в 1929 – 1934 годах по проекту мастерской Александра Никольского, не полностью реализованному. Несколько лет назад усилиями исследователей и почитателей ленинградского конструктивизма стадион стал выявленным объектом культурного наследия. На «Кировце» Никольский отрабатывал принцип верхнего входа, который потом успешно применил на стадионе имени С. М. Кирова. При заполнении арены неудобно сначала подниматься наверх, чтобы потом спускаться на трибуну. Но при выходе подъем наверх позволяет избежать скопления зрителей.

Рядом со стадионом в 1970‑е годы начали строить Дом физкультуры Кировского завода. Долгострой по сей день «радует» глаз живописными кирпичными руинами.

Экскурсовод предложил самостоятельно совершить расширенный маршрут по наследию конструктивизма Нарвской заставы. Чтобы увидеть еще несколько жилмассивов и здание бани «Гигант», которое нуждается в капитальной реставрации.

#экскурсия #программа #районы #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (7207) от 11.07.2022 под заголовком «Башня для серпа и молота».


Комментарии