Соревнования водителей троллейбусов впервые прошли в Петербурге

Состязания водителей троллейбусов впервые прошли в Петербурге на инновационной, способной опускать «рога», технике. Этот общественный транспорт уверенно завоевывает городское пространство. И кому же управлять таким чудом, как не победителям конкурса профмастерства, который «Горэлектротранс» проводит по стандартам мировых турниров для представителей рабочих профессий WorldSkills. То есть по особым, более сложным правилам.

Соревнования водителей троллейбусов впервые прошли в Петербурге | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Удивительно, как неповоротливый с виду транспорт может столь легко выполнять непростые маневры. Вот новый троллейбус, дождавшись включения электронного табло, отсчитывающего секунды, вышел на старт. По дороге аккуратно вписался в «пунктир», имитирующий ремонтную канаву в депо, и пропустил между колесами красные «блины» - якобы люки канализационных колодцев.

Следующий этап: остановочный пункт. К нему следует подкатить, сбавив ход, и при заезде в дорожный карман не задеть стойки. Остановиться многотонная машина должна в нужном месте со снайперской точностью. Как только она замерла, к ней бросаются два представителя судейской бригады: один с небольшим угольником - измерить, как близок поребрик, а другой с отвесом, похожим на строительный, - для определения места положения «кормы». Погрешность не должна превышать 15 - 20 сантиметров.

Быстро набрав скорость, троллейбус продолжает движение уже как бы с пассажирами. Затем совершает крутой поворот, но так мягко, чтобы не уронить фанерную фигуру (требование «сбереги бабушку» - одно из главных) и не потерять баллы. В следующей точке маршрута он вновь тормозит в положенном месте и встает, подняв «рога», под контактную сеть.

В состязательную программу данный этап вошел впервые, но и следующий оказался «премьерным». Притормозив перед человеком в инвалидной коляске (корпус троллейбуса при этом «приседает» вбок: функция книлинга), конкурсант опускает площадку-аппарель, помогает пассажиру въехать в салон и, пристегнув ремнем безопасности, ведет машину дальше. А качество обслуживания оценивает Сергей Поюнов, представитель инициативной группы «Колясочники Питера».

Совершив этот второй после пробного конкурсный круг на площадке троллейбусного парка № 1 (Сызранская улица), участники «ристалища» заходят на третий. Теперь им нужно продемонстрировать умение лавировать (задание «объезжаем маршрутку»), не сбив ни одну фишку, выполнить змейку и давать задний ход. Проделывают они такие «кульбиты» на 300-метровом пути довольно быстро, за 6 - 8 минут, а некоторые умудряются уложиться в более сжатые сроки.

Троллейбусы с увеличенным автономным ходом, обслуживающие в настоящее время шесть петербургских маршрутов, используются пока только в трех подразделениях «Горэлектротранса». Но на призыв поучаствовать в конкурсе откликнулись молодые водители, работающие во всех его троллейбусных парках, - более 80 человек.

Что ими руководило? Повесить в кабине вымпел (возрожденное наследие советских лет), дабы все входящие в салон пассажиры видели, что их везет лучший в Петербурге водитель, конечно, приятно. К тому же призеры конкурса получают более высокий разряд, влияющий на зарплату, и разовую денежную премию. Однако имелись и другие стимулы.

«Хотела проверить, смогу ли выдержать этот экзамен: профессиональная самооценка очень значима, - признает участница «забега» Екатерина Ершова. - Да и освоить новый вид транспорта интересно, хотя расставаться с «ЗИУ-9Г», на котором я отработала больше четырех лет, не спешу...»

Екатерина работает в Калининском и Выборгском районах - на маршрутах более спокойных, чем в историческом центре. Но и там водителю, по ее словам, нужно иметь крепкие нервы: машины на каждом шагу подрезают, ныряя в соседние улочки и проходные дворы.

При таком интенсивном сложном движении важно сохранять невозмутимость, добавляет ее коллега Павел Голубев, курсирующий на троллейбусе между Новочеркасским проспектом и Петровской площадью, на одной из самых протяженных городских линий (маршрут № 7). Например, у станций метро обычно мешают проехать водители маршруток и таксисты.

Да, по мере возрастания транспортного потока ситуация на городских магистралях становится напряженнее, соглашается Евгений Власов, заместитель главного ревизора по безопасности движения «Горэлектротранса», главный эксперт конкурса профмастерства.

«Опыт в том и состоит, - говорит он, - чтобы предугадывать, сидя за рулем, всякие «выверты» участников движения, избегая резких торможений, и не допускать аварий». По его словам, управлять современным троллейбусом, который оснащен электроникой, проще. Однако право сесть за руль подобной новинки предоставляется лучшим из лучших, и его еще надо заслужить.

Читайте также о том, какой электротранспорт нужен Петербургу.

#троллейбус #электротранспорт #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (6456) от 10.06.2019 под заголовком «На старт, опустив рога».


Комментарии