Собственники против УК. Почему люди вынуждены биться за комфорт?

Около девяти лет назад я продала свою комнату в коммуналке, влезла в долги (ипотека под 13% годовых) и купила «однушку» в строящемся доме. Прекрасное место – рядом с пересечением проспектов Культуры и Луначарского, окна – на Муринский парк. Ощущение себя в качестве состоятельной владелицы недвижимости было прекрасно. Счастье...

Собственники против УК. Почему люди вынуждены биться за комфорт? | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

...Которое длилось совсем недолго. Сотрудница строительной фирмы ЦДС быстро поставила меня на место: мол, распишитесь здесь, здесь и здесь; а теперь – свободны, мы вас вызовем на подписание акта приемки квартиры.

Подписывать не хотелось: по моему мнению, в квартире были недоделки. Однако представитель застройщика был неумолим: подписывайте, и все тут. Тогда-то и начались конфликты.

Оказалось, в дополнительном соглашении к договору паевого взноса имеется пункт (маааааленькими буковками): если не подпишешь акт в день, определенный компанией, будешь платить штраф – одну тысячу рублей в день до подписания акта. При этом квартплату все равно начнут начислять с того же дня вне зависимости от того, подписан акт или нет, оформил ты право собственности или еще не успел. Пришлось долго склочничать, чтобы избежать лишних трат и заставить строителей как минимум переделать растрескавшуюся стяжку на полу.

Доведение квартиры до ума тоже стало испытанием. Процесс, который, как мечталось, должен был стать удовольствием, проявлением дизайнерских способностей, на который были отложены деньги, превратился в настоящее оскорбление. Только в данном случае «на место» поставил уже не крупный строительный бизнес, а малый. Заказанная по собственным чертежам и оплаченная авансом мебель оказалась не готова ни через месяц, ни через два, ни через полгода. Никогда.

Роспотребнадзор помог подготовить иск в суд к малому предприятию, обманувшему потребителя. Суд решил: вернуть выплаченные деньги. Ответчик теоретически согласился, а практически... заявил, что денег у него нет. На том история и завершилась. Пришлось начинать все сызнова, сжав кулаки, пряча досаду. До сих пор кое-что из того, что планировалось в интерьере, так и не сделано.

Тем временем сам дом лучше не становился. В первый же год после его сдачи начали облезать стены и крошиться плитка на полу. Вместо ожидаемой жизни на уровне XXI века в хорошем доме, в прекрасном месте за немалые деньги я получила жилье, ветшающее буквально на глазах, и управляющую компанию, которая, на мой взгляд, в грош не ставит мое мнение собственника и потребителя услуг.

Из крана в новенькую ванну течет ржавая вода. Отвечают через неделю: «Ваша жалоба не подтвердилась, уже не течет».

Двери на черной лестнице выпадают из петель – «Опасности для жизни нет».

Мусор на газонах – «Придет время, уберем».

Контейнерной площадки нет – «В соседний двор мусор выносите».

Лифт грязен – «Ну помоем-покрасим скоро, потерпите».

С момента ввода дома в эксплуатацию нами управляет компания «УК «Парковая», созданная накануне заселения нашей новостройки.

Желание жить в цивилизованном доме, ходить по чистым полам и смотреться в зеркала ее сотрудники очевидно считают непозволительной роскошью и капризами: мол, люди по соседству гораздо хуже живут, а вы – то есть мы – просто с жиру беситесь. Такое отношение заставляет чувствовать себя никем, пустым местом, которое, похоже, лишь мешает важным людям из управляющей компании исполнять свою миссию.

При этом за управление мы платим 4,85 руб. с кв. метра (городской тариф – 3,73 руб. с кв. м). Говорят, такой тариф мы приняли на общем собрании собственников. Не припоминаю такого собрания.

За годы жизни в новом доме у меня так и не получилось выяснить, на что конкретно управляющая компания тратит наши деньги. Такое впечатление, что их девиз – никаких отчетов: не ваше, мол, дело. А наше дело – лишь ставить галочки «за» в бюллетенях общих собраний собственников.

Вопросы о стоимости текущего ремонта и его целесообразности, похоже, вызывают у них лишь усмешку. Скажем, в 2021 году, если судить по с трудом выцарапанному у них плану работы, будет осуществлен ремонт «малых архитектурных форм» числом 26... Немая сцена! У нас у входных дверей пара-тройка скамеек и десяток урн. И ремонт им вроде пока не требуется. Так сколько наших денег компания собирается потратить на эти «малые формы»?

Собираются заменить смесители в мусороприемных камерах. Когда же это они успели износиться? Ведь мусоропровод в доме изначально отсутствовал: его заварили сразу после завершения стройки.

Группа собственников нашего дома попыталась было «качать права», но не тут-то было. Нет инстанции, которая была бы способна нам помочь: заставить управляющую компанию более уважительно общаться с собственниками или вообще сменить ее. Почему-то кажется, что и жилищная инспекция, и жилищный комитет тоже считают наши требования неуместными капризами: мол, нам достался не самый плохой удел. Мол, если мы хотим каких-то перемен, должны собрать общее собрание собственников и принять соответствующее решение. Но это невозможно. Совсем. Абсолютно.

У нас 850 квартир. Едва ли не половина жителей – арендаторы. Собственники живут в других местах и не собираются заботиться о доме. Получают свои 25 – 30 тыс. рублей в месяц и довольны. А мы, предпринимающие попытки улучшить свою жизнь, их заложники.

Все чаще задаешься вопросом: сколько же нужно платить и что надлежит делать, чтобы тебя считали собственником, уважаемым клиентом, а не заявителем, нижайшие просьбы которого можно и проигнорировать?

ОТ РЕДАКЦИИ

Субъективный взгляд или объективное положение дел?

Это с какой стороны посмотреть. Если с точки зрения обитателя «хрущевки», которому квартира досталась в результате приватизации бабушкиного наследства, то жажда уважения со стороны работников ЖКХ, возможно, и представляется роскошью. А если человек купил жилье, потратив свои кровные на 5 – 10 – 15 лет вперед?.. Очевидно, что он имеет право возмущаться отсутствием внимания к себе.

Жилищная инспекция Петербурга (ГЖИ), кстати говоря, констатировала, что за последние годы серьезно возросло количество жалоб собственников, чье мнение оказалось неважным для управляющих компаний, которые основывают свою работу и даже размер платежей на сфальсифицированных протоколах общих собраний. Такая практика процветает издавна. Но теперь, как видно, многие граждане уже не желают с ней мириться. Просыпается достоинство? Хорошо бы.

Однако нынешняя реальность состоит в том, что доказать, что протокол поддельный, нелегко. Это можно сделать только в суде. Как заявил заместитель начальника ГЖИ Юрий Кузин, инспекция разработала алгоритм, который помогает собственникам подготовиться к судебному процессу. Тот, кто считает, что его голос учтен неправильно, может лично заявить об этом в ГЖИ, и та внесет соответствующую правку в хранящийся у нее протокол. Если в результате всех исправлений выяснится, что в действительности «против» перевесило «за», можно не только в суде закрепить реальное решение собственников, но и потребовать возбуждения уголовного дела по факту подделки протокола.

– Да, в законодательстве существует норма, по которой это считается уголовным деянием. Однако разбираться в таких делах могут лишь правоохранительные органы. Не мы, – уточнил Кузин.

#управляющая компания #жилье #новостройки #ЖКХ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 14 (6852) от 28.01.2021 под заголовком «Уважение тоже услуга».


Комментарии