Смольный проверит сведения о масштабах дистанционной работы в Петербурге

Вице-губернатор Петербурга Евгений Елин поручил с помощью ситуационного центра при правительстве города проверить достоверность сведений, предоставляемых предприятиями, о масштабах перевода сотрудников на удаленный режим работы. Это связано с высоким риском заражения офисных сотрудников, а также с приданием в ближайшее время (с 1 января) удаленке законного статуса.

Смольный проверит сведения о масштабах дистанционной работы в Петербурге | ФОТО Jens Kalaene/dpa-Zentralbild/ТАСС

ФОТО Jens Kalaene/dpa-Zentralbild/ТАСС

Напомним, законопроект о регулировании удаленной работы еще весной внесли в Госдуму ее председатель Вячеслав Володин, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, а также группа депутатов и сенаторов. С тех пор документ изрядно подправили: после первого чтения парламентарии приняли 16 поправок. И некоторые из них весьма существенны.

Например, депутаты обязали работодателей обеспечивать удаленных сотрудников необходимой техникой. Ограничили максимальный срок временного перевода на дистанционку шестью месяцами. А также прописали в законе норму, благодаря которой перевод на удаленную работу не сможет являться основанием для снижения зарплаты – разумеется, при сохранении объема.

Появился, правда, и не очень приятный для «наемников» пункт: с 1 января работодатель сможет переводить сотрудников на удаленку в случае чрезвычайных ситуаций без их согласия. Это означает, что при той же пандемии работника уже не станут спрашивать, хочет он трудиться на дистанции или нет. Надо – значит надо!

На совести работника теперь будут и вопросы охраны труда. Конечно, инструктаж по использованию оборудования «контора» провести обязана. А вот иные ее обязанности по обеспечению охраны труда на период дистанционки распространяться уже не будут. И если, не дай бог, во время работы вы получите травму, то вопрос о выплатах, скорее всего, будет решаться на бытовом, а не производственном уровне.

Особый интерес у всех сторон процесса вызывают и условия, при которых работающим на удаленке могут предъявить претензии или даже уволить. Тут депутаты пошли на компромисс, стараясь угодить и вашим и нашим. Но в целом чаша весов склонилась в пользу работодателя. К примеру, из окончательной редакции закона исключили «право на офлайн» – возможность сотрудника вовсе не выходить на связь с работодателем за пределами рабочего времени. При этом появилось право уволить работника, если он без уважительной причины не выходил на связь с офисом начальника более двух дней.

Однако, по мнению руководителя правового департамента «Конфедерации труда России» Олега Бабича, окончательная версия закона, несмотря на несколько неприятных для наемных специалистов моментов, все же «четко определяет удаленный режим труда». С учетом того, что теперь и заключение трудовых договоров может происходить удаленно (с использованием цифровых подписей), нет сомнений в том, что объем работы на дистанции будет только расти.

Бизнес с этим согласен. Например, глобальное исследование Colliers International Working from Home Survey показало: более 40% опрошенных готовы работать удаленно 3 – 4 дня в неделю, а еще 20% хотели бы работать вне офиса хотя бы 1 – 2 дня. И минувшие полгода удаленки показывают, что в ней есть как существенные плюсы, так и минусы.

С одной стороны, это выгодно и работодателю, и сотруднику: первый может экономить на площадях и офисных расходах, а второй как минимум на дороге. С другой стороны, на удаленной работе не хватает возможности личного общения с коллегами, а быт мешает выполнять трудовые обязанности. Недостаток площади и технические проблемы порой дополняют житейские трудности, избежать которых подчас сложно. Однако те, кто уже почувствовал вкус к удаленке, понимают: если правильно мотивировать специалиста и ставить во главу угла не «присутственность», а эффективность, то работать с максимальной отдачей сотрудник может и на дому.

Важно и то, что использование этого варианта занятости резко расширяет круг кандидатов на вакансии. Если местонахождение сотрудника не принципиально, работодатели могут смело нанимать и квалифицированный иногородний, и «нестандартный» персонал. А это сейчас очень существенно: экономике нужна «свежая кровь», и поэтому задействовать в ней дополнительные руки и умы вполне в духе времени.

Примеры такие есть. В частности, Анисия Евдокимова, глава событийно-туристической компании «Фаворит», не раз говорила о преимуществах удаленных специалистов. «Посчитав все до копейки, в какой-то момент мы пришли к выводу, что офисные сотрудники обходятся нам слишком дорого. Удаленные дешевле», – заявила она. С той же эффективностью для бизнеса могут работать, к примеру, находящиеся в декрете мамы, студенты или нестоличные жители. «Отдача от них та же, а работать они готовы за меньшие деньги», – подчеркнула эксперт.

И это тенденция времени: по данным hh.ru, в особо подходящих к найму «удаленщиков» отраслях количество вакансий для них стремительно растет. В частности, в IТ и телекоме число предложений со стороны работодателей, в которых предусматривается возможность работать из дома, в октябре 2020-го по сравнению с аналогичным периодом 2019 года выросло больше чем на 200%.

Законодательные новации еще больше расширяют возможности работодателей. По словам Игоря Чупалова, генерального директора Deutsche Telekom IT Solutions, в этой компании сейчас в офисе работают только около 10% сотрудников. «Когда ситуация нормализуется, дадим им возможность выбирать, – пояснил он. – Но уже сейчас понятно, что 40% из них хотели бы использовать гибридный формат работы, с тем чтобы большую часть времени проводить в офисе». И такой точки зрения придерживаются многие: продвинутые работодатели готовы предоставить сотрудникам право решать, каким образом им удобнее трудиться с максимальной эффективностью.

Что касается Петербурга, то формально в городе полностью «удалили» тех, кому больше 65, а также рекомендовали перевести на этот формат как можно больше специалистов. А теперь будут и проверять, как компании и организации выполняют эти рекомендации.

Вместе с тем реальных рычагов влияния на практику перевода работников на удаленку у властей все же нет. И если проконтролировать государственные организации или компании с госучастием им достаточно легко, частный бизнес оставляет процент удаления сотрудников на собственное усмотрение. Ведь проверить, сколько процентов работников перешли на дистанционный режим занятости, а сколько остались в офисах, затруднительно. Да и полномочий у властей недостаточно. Какие меры можно применить к нарушителям необязательных рекомендаций? По сути, только погрозить пальцем...

#коронавирус #пандемия #удаленная работа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (6819) от 03.12.2020 под заголовком «Удаленка в законе».


Комментарии