Скользкий бизнес. Должны ли владельцы кафе и магазинов чистить тротуары?

Картинка. Покупательница, не старая еще женщина, выходит из магазина на Пионерской улице в Петроградском районе, делает шаг через порог… Ноги внезапно разъезжаются, и она грохается наземь. Вернее, на корку льда, покрывающую асфальт перед дверью. Результат — сотрясение мозга. Ну и, конечно, болезненные ушибы.

Скользкий бизнес. Должны ли владельцы кафе и магазинов чистить тротуары? | Идя по такой улице, трудно не поломать ноги… / ФОТО Инны ПАВЛОВОЙ

Идя по такой улице, трудно не поломать ноги… / ФОТО Инны ПАВЛОВОЙ

Другая картинка. Вдоль магазина неверными шагами передвигается его сотрудница и, как сеятель на пасторальных полотнах, рассыпает обычную поваренную соль. Результатов что‑то не видно, хотя старания налицо.

Да что там говорить! Каждый горожанин сейчас может рассказать нечто подобное. Устав ругать комитет по благоустройству и управляющие компании за снег и скользкие дороги (похоже, это бесполезно), граждане обратили свой гнев на заведения, мимо которых не пройти без риска навернуться. В основном, разумеется, недовольство касается центральной части города с его узкими тротуарами и обилием на первых этажах магазинов, кафе, пекарен и пр. Общее мнение: коммерсанты могли бы ради собственных (или потенциальных) клиентов обеспечить безопасность и чистоту вокруг себя.

Некоторые так и делают — ради собственного имиджа. Но если начистоту (извините за каламбур), таких заведений единицы. Даже медицинские центры и государственные учреждения не грешат желанием угодить пешеходам.

Можно, конечно, воззвать к их совести, напомнить о социальной ответственности и тому подобным вещам, но поможет ли? В конце концов, была бы совесть, давно бы скололи лед вдоль своего куска фасада или как минимум высыпали бы на лед пачку соли, если жалко денег на песко-соляную смесь. Так что разбираться, кто виноват и что делать, придется с позиции законодательства и различных регламентов.

Ведь, в конце концов, вся эта куча бумаг должна же работать на интересы граждан!

В правилах благоустройства различных регионов издавна существовали нормы, обязывающие коммерческие структуры содержать прилегающую к их заведениям территорию: зимой убирать снег и лед, летом — пыль и мусор, круглогодично опорожнять урны. Однако во многих субъектах бизнес отчаянно противился этим нормам. Местные суды неизменно признавали право властей на подобные требования. Но если бизнесмены не сдавались и шли по судебным инстанциям дальше вплоть до Верховного суда, то почти наверняка добивались решения в своих интересах: в Брянске, Омске, Московской области… Случались аналогичные истории и в Ленинградской области. Верховный суд в своих решениях указывал, что приводить в порядок территорию должен ее собственник, если между ним и коммерческой структурой не подписан договор на сей счет.

У нас такой нормы не было никогда. Город владел (и владеет) почти всей территорией Петербурга и всецело признает за собой обязанности за счет бюджета убирать ее. Договоры об обслуживании прилегающих к нежилым помещениям квадратных метров не в ходу.

В 2017 году кое‑что изменилось. В Градостроительном кодексе РФ появилось уточнение, что именно считать прилегающей территорией: «территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования». А в 2018-м— и того хлеще: на собственника возложили обязанность участвовать в содержании прилегающей территории. То есть того участка, который сформирован уполномоченным госорганом по правилам.

С тех пор регионы и формируют… кто во что горазд. У одних — 20 метров от стены, но не дальше начала дорожного полотна. В других — 15, 5, 12… Вокруг киосков — в основном 10 метров, рекламных конструкций — 5. В Москве с бизнесменов вот уже несколько лет… взимают деньги, которые дорожные службы потратили на очистку прилегающих к их помещениям территорий. Причем неважно, являются ли бизнесмены собственниками, арендаторами, пользователями или балансодержателями: плати или будешь наказан штрафом.

По сравнению с иными субъектами Федерации, а тем более с Москвой, В Петербурге городское законодательство отличается крайней степенью вегетарианства. В 2019 году городские Правила благоустройства были «ужесточены». Коммерсантам вменили в обязанность… чистить «входные группы». То есть крыльца и пандусы-подходы. (Вспомним историю про женщину и магазин на Пионерской улице.) Никаких иных обязанностей как не было, так и нет.

Практически тогда же в правила записали, смешно цитировать: «Рекомендовать собственникам и (или) иным законным владельцам нежилых помещений в многоквартирных домах (далее — помещение) в периоды между уборкой специализированными организациями осуществлять устранение гололеда, скользкости и удаление снега с покрытий, расположенных на расстоянии 3 метров от границ указанного здания, но не далее бортового камня, разделяющего проезжую часть и тротуар, по всей длине помещения по фасаду многоквартирного дома, а также их уборку от мусора.»

Рекомендовать! В периоды между уборками! Это о чем? О том, что… можно ничего не делать. Если, скажем, тротуары на Колокольной улице ни разу не чистили, стало быть, и «периода» нет. Можно рекомендацию не выполнять. Впрочем, ее вовсе можно не выполнять. Она же — рекомендация.

Почему Петербург не использует очевидные возможности, которые открылись в федеральном законодательстве? Почему нет ни договоров с коммерческими структурами, ни оформленных должным образом прилегающих территорий. Ни даже суровых разговоров с пользователями помещений… Как видно, даже состояние входов / выходов в общественные заведения никто не контролирует. Обязанность чистить их висит в воздухе и медленно тает.

#зимняя уборка #ЖКХ #уборка снега

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7092) от 20.01.2022 под заголовком «Посолить тротуар».


Комментарии