Система сбора опасных отходов снова меняется

В Москве придумали новую систему работы с опасными отходами 1-го и 2-го классов: ими теперь займется Федеральный экологический оператор (ФЭО). Такой аббревиатурой назвали бывшее РосРАО, работающее в недрах Росатома и специализирующееся на утилизации ядерных отходов. Именно ФЭО в перспективе и будет рулить сбором и утилизацией всех опасных отходов во всероссийском масштабе. С апреля первый зам. генерального директора новой структуры Максим Корольков без устали курсирует по стране и повсеместно подписывает соглашения с региональными правительствами об информационном обмене и взаимодействии. Условия стандартны: регионы обязуются снабжать оператора исчерпывающей информацией, на основе которой тот сможет разработать глобальную всероссийскую программу обращения с опасными отходами и ликвидацию так называемого накопленного вреда.

Система сбора опасных отходов снова меняется | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Стоит, наверное, напомнить характеристики классов опасности. 1-й класс - чрезвычайно опасные отходы, вызывающие необратимые нарушения экологической системы без возможности ее восстановления: полоний, бензапирен, фтороводород, соли свинца, таллий, диэтилртуть, плутоний, теллур, озон, циановодород. 2-й класс - вещества, приводящие к нарушению экосистемы, период восстановления которой не менее 30 лет: ртутьсодержащие отходы, пестициды и ядохимикаты, отработанные кислоты, хлор, фтор, цианиды.

Ну а что такое «накопленный вред», Петербург (а до него Ленинград) знает, пожалуй, лучше, чем любой другой регион России. У нас есть «Красный Бор» - закрытый ныне полигон, около полувека принимавший на хранение ядовитые вещества со всего Северо-Запада. Несколько месяцев назад город юридически избавился от этого объекта, передав его в собственность (и под ответственность) Росатома, которому теперь и предстоит придумать, что делать с миллионами тонн отравы и кто именно за это возьмется.

После решения столь сложного оргвопроса, потребовавшего теснейшего и долгого контакта федеральных и городских структур, «утряски» юридических и финансовых вопросов, подписание договора об информационном обмене кажется мероприятием дежурным, более похожим на первое знакомство, нежели на реальный деловой диалог. Тем более что само подписание длилось примерно 10 минут. Причем три четверти времени было посвящено так называемому пресс-подходу: несколько десятков слов, сказанных на ТВ-камеру.

Однако, если взглянуть на мероприятие более внимательно, станет ясно, что в каком-то смысле его действительно можно назвать историческим.

Вице-губернатор Кириллов, подписавший соглашение с ФЭО от имени города, курирует комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Однако сейчас сбором всех отходов - в том числе вредных - в городе ведает комитет по благоустройству. А над ним стоит вице-губернатор Николай Бондаренко, которого на церемонии подписания соглашения не было. Так что прямой резон предположить, что экологическая власть (и соответствующие бюджетные деньги) в Петербурге могут перейти к другому комитету. И он, разумеется, будет контактировать с экооператором.

Несколько лет назад так и было: сбором и утилизацией отходов 1 - 2-го классов опасности занимался именно комитет по природопользованию. Медленно-медленно, но он накопил такой опыт. К тому периоду относится начало работы передвижных пунктов сбора батареек, старых градусников, химикатов и прочего в том же духе. Белые фургоны стали привычными деталями городского пейзажа, а приносить к ним собранный дома вредный хлам для многих горожан стало даже хорошим тоном. Во всяком случае делом обычным.

В то же время развивалась сеть стационарных экобоксов и экотерминалов: их размещали в присутственных местах, в школах, в закрытых дворах. Комитет начал было уже вести переговоры с сетевыми супермаркетами об установке такого оборудования и на их территории, но политика в городе изменилась, и весь мусорный бизнес — от картона до батареек б/у — был отдан на откуп комитету по благоустройству.

На 2020 год этот комитет заключил два контракта с ООО «Экологический сервис - Санкт-Петербург»: один на организацию работы экомобилей и экопросвещение населения (около 30 млн руб. с НДС), второй на установку во дворах контейнеров для сбора опасных отходов (еще около 30 млн руб.). Предприятие было единственным участником двух аукционов.

Чиновники комприроды, помнится, лишь единожды выразили недоумение по поводу отъема у них столь важной функции. И то вполголоса. Отметили, что «при них» граждане могли бесплатно сдать отходы 14 наименований: от старых шин, покрышек, оргтехники до тех же пресловутых батареек. А «при благоустроителях» этот перечень уменьшился. Но на то она и госслужба, что не подразумевает споров о целесообразности постановлений и распоряжений. Все подчинились, началась новая эпоха. А теперь, выходит, все может вернуться обратно?

Похоже на то. После десятиминутной церемонии в Смольном Максим Корольков посетил ГУП «Экострой» с целью и там подписать соглашение о сотрудничестве. Это предприятие как раз и обеспечивало в прошлом работу передвижных пунктов приема вредных отходов. А теперь знакомые горожанам белые фургоны в рядок стоят на его территории. Ждут, когда снова кому-нибудь понадобятся.

- Надеемся, это случится скоро, - отметил и. о. гендиректора «Экостроя» Александр Полевский. - Визит одного из руководителей Федерального экооператора вселяет такую уверенность.

Правда, Корольков отвел на свой визит едва ли не меньше времени, нежели на церемонию подписания соглашения (сказал, что боится опоздать на самолет). А мог бы, между прочим, посмотреть, что и как делают работники «Экостроя».

Регулярных заказов по части утилизации вредных отходов, приносящих прибыль, у предприятия практически нет. В основном оно работает в качестве экологической «неотложки»: аварийную службу «Экостроя» вызывают граждане, заметившие разливы нефтепродуктов на грунте или кучу выброшенным люминесцентных ламп, которые содержат ртуть. Бригада выезжает, забирает найденное, привозит на площадку предприятия и обезвреживает. Старую оргтехнику разбирают вручную, превращая хлам во вторсырье. Извлекают из плат драгоценные металлы. Есть также оборудование, перерабатывающее ртутьсодержащие лампы. Их тоже разбирают: отдельно стекло, алюминиевые цоколи, выключатели и - непосредственно ртуть.

Федеральный экологический оператор торопится. Информационную систему планируют создать до конца 2020 года. Пока известны лишь самые общие данные. По данным статистики, на которые опирается Росатом, ежегодно в России образуется до 400 тысяч тонн отходов 1-го и 2-го классов. А мощности специализированных предприятий, которые способны переработать их на современном уровне, позволяют принять лишь 1,5% таких отходов.

#отходы #мусор #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6765) от 17.09.2020 под заголовком «Кто рулит экомобилем?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.