Швы разошлись. Почему набережные теряют исторический облик после ремонта?

Среди множества вопросов, которые поднимают градозащитники, есть один, который как будто бы остается на периферии. Речь - о каменной облицовке набережных Петербурга, которые на протяжении уже более чем тридцати лет теряют свой исторической вид из-за применяемой подрядчиками технологии ремонта. Так считает наш собеседник - представитель ВООПИиК, исследователь Петербурга, археолог Виктор КОРЕНЦВИТ. Тридцать лет он занимался реставрацией объектов города и дворцовых пригородов, двенадцать лет работал в городской инспекции по охране памятников, так что знает вопрос, как говорится, изнутри.

Швы разошлись. Почему набережные теряют исторический облик после ремонта? | На участке набережной на канале Грибоедова печальные последствия ремонта видны наиболее отчетливо. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На участке набережной на канале Грибоедова печальные последствия ремонта видны наиболее отчетливо. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Виктор Абрамович, давайте начнем с главного. В чем ваша претензия?

- Процитирую указ Екатерины II от 1762 года: «В Санкт-Петербурге против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные». С тех пор было построено более 140 км набережных. Из них 38 км в центре города находятся под охраной государства, являются объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Прежде при строительстве применялась так называемая правильная кладка, при которой длинные и короткие гранитные блоки чередуются в облицовке стен в шахматном порядке. Кружевная вязь тянется на сотни метров от моста до моста, а на Неве - на километры без видимых швов...

Увы, так было раньше. А теперь, уже более чем тридцать лет, с конца 1980-х годов, строители используют иную технологию: через каждые тридцать метров делают вертикальный шов, разрезающий общее полотно кладки. А чтобы состыковать блоки, меняют правильную кладку на столбовую: укладывают блоки столбиком. В результате набережные превращаются в сплошную череду заплат.

- Невольно напрашивается аналогия: облицовка набережных, которая казалась едва ли не цельной, как будто расходится по швам...

- Можно сказать и так. Сначала строители опробовали подобный метод при строительстве новых набережных, а затем по этой кем-то придуманной методике стали переделывать все исторические набережные, признанные шедевры мировой архитектуры и строительного мастерства. По-новому теперь выглядит каменная облицовка берегов Мойки, Фонтанки, канала Грибоедова, Большой Невки...

Между тем федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия» не допускает искажение внешнего вида памятников в процессе ремонта. В данном же случае происходит то, что практически невозможно исправить. ЮНЕСКО вправе исключить набережные Петербурга из списка памятников культуры всемирного наследия.

Я признателен вашей газете, которая первая выступила в защиту набережных, опубликовав еще в 2012 и 2013 годах мои заметки под говорящими названиями: «Разорванные «кружева» и «Исправить будет невозможно». Я выступал по этому вопросу на радио и телевидении, на Международном культурном форуме 2018 года.

Направленные мной письма на имя губернатора и президента страны спускали в КГИОП, откуда поступали стандартные ответы: «Изменение кладки гранитной облицовки (рисунка) не происходит»; «принимаемое решение при устройстве гранитной облицовки набережной с вертикальным деформационным швом до 2 см является наиболее оптимальным в части обеспечения и надежности, и визуального восприятия облика набережных Санкт-Петербурга».

- Так, может быть, деформационные швы действительно нужны?

- Нужны, но в исторических набережных подобные разгрузочные швы совпадают с перевязочными, поэтому они и незаметны. Всероссийское общество охраны памятников, запросив мнение специалистов, получило заключение: «...возможно выполнить вертикальный температурно-осадочный шов, повторяющий форму перевязочного шва между массивами каменных блоков». Ссылка дается на нормативный документ - ВСНЗ-80 «Инструкция по проектированию морских причальных сооружений».

КГИОП, давая разрешение на ремонт набережных, поставил два условия. Первое: обязательная маркировка плит перед разборкой. Второе: «не изменять конфигурацию и габариты облицовочных плит». Однако хоть плиты и маркируют, охранное ведомство вовсе не требует собрать их обратно в том же порядке. Что же касается второго требования, то подрядчики просто игнорируют его: режут блоки у всех на глазах. Понятно, что не разрезав их, невозможно провести вертикальный шов...

Вот и получается: вроде бы даны предписания, а по сути, карт-бланш: делайте, как считаете нужным. Подрядчики оправдываются тем, что рисунок кладки, как и гранитные блоки, не является предметом охраны.

Мы все время призывали КГИОП собрать совещание по поводу реконструкции набережных и пригласить независимых специалистов. Чиновники долго отмахивались, но осенью прошлого года все-таки пошли навстречу. Наверное, внезапно осознали, что работы ведутся с нарушением закона. Получив указание сверху, КГИОП провел в прошлом году два «технических совещания», пригласив представителей ВООПИиК.

- Что же их подтолкнуло?

- Реакция Министерства культуры. В Интернете опубликованы наше открытое письмо министру культуры и петиция в защиту набережных Петербурга. Мы просили организовать проверку, дать правовую оценку деятельности заказчика, подрядчиков и КГИОП, привлечь прокуратуру и Следственный комитет для проверки фактов перерасхода средств и массовой подмены гранитных блоков в ходе ремонта каменной облицовки канала Грибоедова.

Среди тех, кто подписывал петицию, не только россияне, но и жители других стран. Градозащитники провели пикеты на Казанском мосту. Оттуда, кстати, видно, что именно фирма «Пилон» в 2011 году сделала с набережной канала Грибоедова. Там не только все те же пресловутые вертикальные швы, но и нечто удивительное: массивные блоки красного гранита заменены на серые тонкие плиты небольших размеров.

Подрядчик уверяет, что это тот же гранит, только цвет изменился после пескоструйной обработки. Но обследование, проведенное специалистами управления Минкульта по СЗФО, подтвердило: гранит совсем не тот. Может, прокуратура заинтересуется, куда делись подлинные блоки?..

- И чем же все кончилось?

- Да в целом ничем. Среди участников «технических совещаний» не было ни одного независимого специалиста. Вопрос о том, как сохранить исторический облик каменной облицовки, вообще не обсуждался. Все свелось к оправданию существующей методики. Оказывается, в XVIII веке Растрелли, Фельтен, Бауэр построили какие-то «неправильные» набережные, и теперь приходится их перекладывать.

Строители выдвигали следующие аргументы в пользу вертикальных швов: возросшие транспортные нагрузки, волны от речных судов и глобальное потепление. Мы спрашивали: почему сделан вертикальный шов на набережной Мойки у Инженерного замка, где нет ни транспорта, ни даже пешеходов?

Ответа не последовало, но нам пояснили, что вертикальные швы нужны якобы затем, чтобы в соответствии с ними участки набережных при колебании уровня грунтовых вод могли плавно подниматься и опускаться. На следующем заседании этот абсурдный довод опровергнул специалист из конкурирующей фирмы...

Мы спросили: почему в советское время при ремонтах сумели сохранить исторический рисунок кладки? Даты работ выбиты на набережных Мойки, Зимней канавки, Фонтанки: 1932, 1934, 1952 годы. Ответ: тогда перед строителями ставилась другая задача. «А если КГИОП сейчас поставит ту же задачу, вы сможете ее выполнить?» - «Сможем, но это будет дороже».

- Может, в этом все дело: выбран самый дешевый вариант?

- Не берусь судить, но нарушению закона нет оправданий. На мой взгляд, принятая методика не дешевле, а дороже. Вместо того чтобы уложить плиты согласно маркировке, строители делают проекты раскладки блоков, распиливают камни и подгоняют их друг к другу, пытаясь соблюдать непрерывную линию горизонтальных швов, что, надо признать, не всегда удается.

- Каковы теперь ваши действия?

- Вопрос на контроле в Министерстве культуры. Мы стараемся спасти последние участки, еще не затронутые перекладкой. Потомки должны знать, какими были набережные, когда их брали под охрану. Но главное, не допустить подобного ремонта на берегах Невы, хотя набережные Арсенальная и Большой Невки уже обезображены вертикальными швами.

#ремонт #благоустройство #набережные

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (6628) от 19.02.2020 под заголовком «Швы разошлись».


Комментарии