Секреты Большого дома. Петербургские чекисты показали часть своей работы

Мощное серое здание на Литейном, 4, известно, без преувеличения, каждому ленинградцу-петербуржцу. Одним оно внушает уважение, другим – трепет. Страницы его жизни – это и героические подвиги, и страшные трагедии. О последних мы сегодня знаем больше, чем о первых. И, наверное, это не очень правильно. Страна должна знать своих героев. Впрочем, иногда нам, журналистам, разрешают кое-что о них рассказать. На этот раз корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» побывали в Большом доме в канун отмечающегося сегодня Дня работника органов безопасности РФ. Именно в этот день 104 года назад Совет народных комиссаров в целях борьбы с контрреволюцией и саботажем издал декрет о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК).

Секреты Большого дома. Петербургские чекисты показали часть своей работы | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Был рубль – стало два

Можно ли из одной денежной купюры сделать две точно таких же? Разумеется, настоящих. И, разумеется, если вы не фокусник Арутюн Акопян. Как ни крути, вроде бы не получится. Но вот нашлись ушлые люди и эту неразрешимую задачу решили. Идею им подарил... Центробанк РФ. В соответствии с его указанием, поврежденная купюра является платежеспособной, если сохранила не менее 55% площади. А теперь внимание – если тысячерублевку как-то растянуть на 10%, разрезать пополам, а потом отнести в банк, вам за каждый кусок дадут по новой денежной бумажке. Была тысяча – стало две! Покумекали умельцы – и денежки потекли к ним рекой. Но тут явились люди из ФСБ и все испортили.

Молодой оперативник раскладывает перед нами образцы этой «продукции», иллюстрирующие техпроцесс. Вот две половинки одной купюры – для достоверности они даже не разрезаны, а аккуратно разорваны. Если их друг с другом сложить, то все зазубринки совпадают один в один. Но... получившаяся целая бумажка на несколько миллиметров длиннее обычной. Как это сделано? Подробностей собеседник, разумеется, сообщать не имеет права – а то, пожалуй, кто-нибудь захочет этот «подвиг» повторить. Говорит только, что использовалось некое самодельное техническое устройство. А «запатентовали» его умельцы из Ставропольского края. Там в одном из частных домов и работала маленькая «фабрика» по удвоению денежных средств.

Долго ли, коротко ли длилось это счастье, нам, опять же, неведомо. Известно только, что те ушлые люди попали в поле зрения сотрудников ФСБ. И наш собеседник вместе с коллегами, представившись сотрудниками крупного банка, вызвались купить у злоумышленников крупную партию удлиненных купюр. Разумеется, заходили к ним не с улицы, а через цепочку посредников и уже после того, как были проведены все необходимые мероприятия по документированию преступной деятельности ставропольских «умельцев».

Свою продукцию они продавали в Москве, Петербурге, Краснодарском и Ставропольском краях за настоящие рубли с 20%-ной скидкой. По этой цене оперативные сотрудники приобрели у них несколько партий купюр номиналом 1000 и 5000 рублей на общую сумму около 7 миллионов. Экспертиза подтвердила: да, это те самые, удлиненные. После этого двое злоумышленников, ставрополец и москвич, были задержаны. Вскоре они предстали перед судом, который определил одному из них 6, а другому 5 лет колонии строгого режима. Ныне приговор уже вступил в законную силу.

bqr4cooxPbk[1].jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Исторический кирпич

Разговор наш с оперативным сотрудником состоялся в кабинете истории ФСБ (фактически – музей, но такого статуса не имеющий), которым ведает ветеран службы полковник в отставке Владимир Груздев. По первому образованию он историк, и это, видимо, определило секрет успеха экспозиции. Ведь создать ее было безумно трудно – едва ли не все предметы, которые могли бы представлять интерес для посетителя, являются вещественными доказательствами по уголовным делам и хранятся в специальных кладовых, закрытых для посторонних.

И тем не менее здесь есть на что посмотреть. Вот, к примеру, кирпич. Обыкновенный? Да нет, не совсем. На нем – клеймо фабрики им. Сталина. Груздев нашел его во дворе Большого дома после ремонтных работ, отмыл, почистил, положил в витрину. Из таких кирпичей, уверяет он, и сложено это поистине уникальное здание. Созданное по проекту известного архитектора Ноя Троцкого, оно не только внушает уважение своими пропорциями, но еще предельно функционально. А в случае войны превращается в неприступную крепость. Во время блокады окна в его торцевых стенах были превращены в амбразуры для пулеметов, а на крыше стояло корабельное зенитное орудие.

Предмет гордости Груздева – подлинный, еще тридцатых годов, стол начальника одного из оперативных подразделений. Сохранился чудом, в конце концов оказался в кабинете у какого-то рядового сотрудника, который его отреставрировал, снабдил новым сукном и, естественно, никому отдавать не хотел. Но... перед авторитетом бывшего полковника устоять все же не смог.

На столе – раритетная пишущая машинка.

Мощная, на десять закладок. На такой антисоветчики печатали листовки и разный самиздат, – сообщает бывший контрразведчик Груздев.

Здесь же – подлинная настольная лампа следователя. Вполне мирная, с круглым абажуром – явно не та, которой допрашиваемому светили в глаза. И уж совсем редкость – массивный железный дырокол из тех же тридцатых. Такие использовали следователи для сшивания материалов уголовных дел. В том числе, увы, и многих расстрельных...

Ak5OC3cengg[1].jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

От темных страниц прошлого нынешние обитатели Большого дома, разумеется, отказываться не собираются. Знают о них еще даже больше, чем мы, простые граждане. И делают все, чтобы подобное не повторилось. В паре метров от того стола – целый шкаф с литературой о работе органов госбезопасности. В числе прочего здесь и подробнейшие исследования, сделанные сотрудниками самого ведомства на основании рассекреченных архивных материалов. Все – по-честному, без прикрас. Уместно, кстати, вспомнить, что именно благодаря этой работе тысячи невинно репрессированных людей были реабилитированы.

Героям верны

Ярчайшая страница деятельности питерских чекистов – Великая Отечественная война. На стендах – портреты сотрудников органов госбезопасности, героически погибших на фронтах и в блокадном Ленинграде. История партизанского движения, в том числе знаменитой 5-й Ленинградской партизанской бригады, которой руководил подполковник НКВД Герой Советского Союза Константин Карицкий. В марте 1944-го на парад, посвященный полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады, он вывел более 7 тысяч своих бойцов. После войны еще служил в управлении, потом был одним из создателей Музея истории обороны Ленинграда. Обладал уникальной памятью и помог атрибутировать массу документов и фотографий военного времени.

Одним из самых известных авторов фотолетописи партизанского движения, как известно, был специальный военный фотокорреспондент Ленинградского отделения ТАСС Владимир Капустин. В августе 1943-го он на парашюте спустился в немецкий тыл, в зону действий бригады Карицкого и прошел с ней весь ее боевой путь.

Сотни сделанных им фотографий – воистину золотой фонд истории войны. Много лет посвятил изучению и публикации этого архива сотрудник контрразведки Марк Фрейдзон. Итог его жизни – капитальный труд «Репортаж из-за линии фронта» – вот он, на столе. Можно полистать, восхититься мужеством тех, о ком там рассказано, и исследовательским талантом тех, кто все это собрал и сохранил.

zEOgJghpgR0[1].jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Увы, этих людей сегодня с нами уже нет. Идут годы, ветераны уходят. Груздев, как историк, понимает, что их опыт и знания – бесценны. И потому делает все, чтобы ныне живущие могли общаться с молодежью, публиковать свои воспоминания. Разумеется, лишь в той степени, в которой это возможно – по понятным причинам большая часть их жизни останется для нас закрытой навсегда.

Здесь, в витринах, доступных зрителям (и то, конечно, далеко не случайным), – лишь «верхушки айсбергов» огромной, невидимой нашему глазу работы. Разнообразные предметы, используемые сотрудниками иностранных разведок для закладок с секретной информацией. Химический реактор из нержавейки, в двойных стенках которого перевозили кокаин. Все это – артефакты давно минувших дней. Преступники изобличены, понесли наказание, уголовные дела сданы в архив. О том, что происходит здесь сегодня, мы узнаем лишь из скупых информационных сводок. Задержаны террористы. Предотвращен взрыв. Изъята очередная партия оружия... Подробности – за кадром. Безопасность любит тишину.

Редакция газеты «Санкт-Петербургские ведомости» поздравляет сотрудников УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с их профессиональным праздником и желает успеха в их нелегком труде.


#чекисты #ВЧК

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7075) от 20.12.2021 под заголовком «Секреты Большого дома».


Комментарии