Сделать выбор максимальным. В Петербурге прошел «IT-Диалог-2020»
Основными темами дискуссии специалистов во время состоявшегося 1 и 2 октября в Петербурге совещания рабочей группы руководителей регионов РФ в области информационных и коммуникационных технологий «IT-Диалог-2020» стали практика их применения, интеграция национальных и региональных систем, а также использование открытых данных и создание на их основе новых услуг для граждан.
ФОТО предоставлено организаторами совещания
Организованный Комитетом по информатизации и связи Петербурга при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, «IT-Диалог» (а он ежегодно проходит с 2014 года) состоялся на территории бизнес-отеля «Балтийская звезда». И по понятным причинам оказался не столь масштабным, как ранее. Однако лично встретиться с коллегами и живьем поучаствовать в обсуждении насущных вопросов в Стрельну все равно приехали свыше 200 руководителей и специалистов, представляющих более 20 регионов РФ. Их интерес объясним: «IТ-Диалог» давно является своего рода камертоном в определении политики взаимодействия между профильным бизнесом и властью, открывая новые возможности и предлагая свежие решения технических, нормативно-правовых и организационных задач в области информационно-коммуникационных технологий. А спектр обсуждаемых в его рамках проблем всегда настолько широк, что позволяет понять тенденции развития практически во всех направлениях, в которых прогрессирует отрасль.
«IT-Диалог-2020» исключением не стал. В рамках целого ряда пленарных заседаний, панельных дискуссий, «круглых столов» и презентационных сессий десятки профессионалов из регионов РФ делились опытом использования такого инструмента повышения эффективности работы государственных органов, как искусственный интеллект. Обсуждали проблемы создания единой национальной цифровой среды и вопросы информационной безопасности. А также в деталях разбирали сложности организации государственных сервисов и работы с наборами открытых данных. Кроме того, жаркие дискуссии разгорались во время обсуждения механизмов цифровизации управления регионом, жизненного цикла суперсервисов и применения «умных» технологий в тех или иных отраслях.
При этом Василий Пушкин, директор Департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития РФ, сразу же подчеркнул: главным отличием сегодняшней ситуации является скорость коммуникации между всеми участниками процесса соз-дания сервисов и открытых данных, ложащихся в их основу. «Ключевым трендом цифровизации является взаимовыгодное партнерство, – уверенно заявил он. – Цифровая экономика – это экономика платформ и взаимодействия на тех из них, которым доверяют. А вопрос использования данных муниципалитетов, городов и регионов, а также создания нужных людям сервисов – в первую очередь вопрос их качества». По его оценке, если эти компоненты механизма цифровизации по-настоящему качественны, а доступ к ним хорошо организован и достаточно легок, они вполне могут широко использоваться и бизнесом, и гражданами.
Участвуя в заседании рабочей группы на тему «Грядет ли цифровое государство? Лучшие практики и подводные камни», председатель петербургского Комитета по информатизации и связи Станислав Казарин предложил провести и стресс-тест идеи создания большой экосистемы городских сервисов. «Предоставить гражданам широкий спектр удобных и современных услуг, созданных на основе ежедневной коммуникации с горожанами, – задача номер один» – так сформулировал он ее суть. При этом глава «цифрового» комитета Смольного подчеркнул: создавать этот инструментарий можно только на основе использования общественного капитала, под которым понимается способность горожан к совместным конструктивным действиям. Рассказывая десяткам специалистов о нюансах реализации перспективной идеи, Станислав Казарин не преминул отметить, что «город будет «умным», если его общественный капитал станет расти быстрее других». И заверил: город намерен добиться в этом направлении большого прогресса. «Для этого уже существует серьезный задел, а все планируемые процессы строго соответствуют общей линии, заложенной Национальными проектами, – сообщил он. – Они находятся под личным контролем губернатора Петербурга Александра Беглова. Вместе с тем город на всех этапах готов делиться опытом с теми, кто этого захочет».
Предложение обсудить тему нужных горожанам цифровых сервисов нашло живой отклик собравшихся. И Алан Салбиев, руководитель управления Республики Северная Осетия-Алания по информационным технологиям и связи, не раз сорвавший аплодисменты зала за счет оригинальных высказываний, согласился, что «надо идти от потребностей гражданина». Однако, по его мнению, разработку набора современных городских услуг стоит вести не «сверху», а «снизу». «Необходимо создавать условия для того, чтобы организовывать нужные им сервисы с помощью использования простых, понятных и доступных инструментов могли сами граждане», – уверен он. И рекомендовал Петербургу и дальше быстро двигаться по пути «интеллигентной цифровизации».
Примерно в том же духе высказался и Дмитрий Разумовский, заместитель губернатора Калужской области. В частности, он поделился опытом внедрения цифровых сервисов на региональном геопортале. «Одним из первых наиболее востребованных был мониторинг сельхозземель для контроля их целевого использования, однако сегодня на портале уже размещено свыше 30 услуг, которыми могут пользоваться как организации, так и граждане», – сообщил он. При этом он затронул и тему использования наборов открытых данных: по его мнению, в существующем виде они почти никому не интересны. «Главной целью должна быть не цифровизация сама по себе, а повышение эффективности процессов и упрощение процедур взаимодействия органов власти, бизнеса и граждан, – резюмировал Дмитрий Разумовский. – Самое главное – понять, кому нужны данные. Ведь по большому счету гражданам необходимы не они сами, а сервисы, созданные с их использованием».
Эту мысль поддержала и руководитель Центра цифрового развития Агентства стратегических инициатив Вера Адаева. «Надо уходить от патерналистской модели построения таких сервисов, – считает она. – Самый лучший вариант – настроить систему открытых данных таким образом, чтобы ими с успехом могли пользоваться как представители бизнеса, так и граждане». И посоветовала ориентировать создателей таких наборов данных на интерес определенных групп россиян. К примеру, на потребности волонтеров. И Станислав Казарин согласился: по его оценке, и открытые данные, и городские сервисы прежде всего должны быть ориентированы на интересы определенных сообществ. К примеру, водителей, родителей, пенсионеров и других больших групп населения.
А главный вывод «IT-Диалога-2020» таков: процесс цифровизации экономики будет продолжаться в любом случае, и как раз сейчас от общих усилий власти, бизнеса и заинтересованных граждан зависит не только то, насколько он станет эффективным, но и насколько его результаты будут удобными, полезными и востребованными конечными пользователями.
Возрастное ограничение 6+
Опубликовано на правах рекламы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (6780) от 08.10.2020 под заголовком «Сделать выбор максимальным».
Комментарии