2Vtzqv4Hz9U

Садоводство с видом на метро. «СПб ведомости» в диалоге с читателями

 Садоводство с видом на метро. «СПб ведомости» в диалоге с читателями  | Кому отдать приоритет — послевоенным садово-огородным участкам или новым кварталам, — город не может решить более шестидесяти лет / . ФОТО Александра ГОРБОЛЫСОВА

Кому отдать приоритет — послевоенным садово-огородным участкам или новым кварталам, — город не может решить более шестидесяти лет / . ФОТО Александра ГОРБОЛЫСОВА

Всю жизнь живу на улице Лени Голикова в доме 86. В здешний кооператив еще в конце 1960‑х вступила моя бабушка. Дом тогда был последним в городе. Дальше уже начиналось старое садоводство Кировского завода, которое возникло сразу после войны, и тогда еще не обустроенный лесопарк «Ульянка», ставший потом частью парка «Александрино». Бабушка так и не смогла привыкнуть к этому названию.

Лишь через год-два выросли дома на улице Козлова — с другой стороны парка. И тогда же в 10 минутах ходьбы от нас открыли станцию метро «Проспект Ветеранов». Мне было мало лет, но я помню, как радовались близкие.

Район на глазах менялся, но сколько себя помню, под нашими окнами на границе с парком всегда были домики садоводства «Кировец». И у меня никогда не было и тени мысли, что в этом есть что‑то неправильное. Да я вообще не думала о нем… до недавнего разговора с соседкой. Та на каком‑то ресурсе увидела объявление о продаже дома в этом садоводстве.

Вряд ли она всерьез собиралась его покупать, просто прикидывала свои возможности, считала, сколько может выручить за дачу без удобств, комнату в коммуналке и деревенский домик в Псковской области. Не набиралось и 5 миллионов. А за дом в садоводстве просили 18. В общем, даже если соседушка продаст еще и свою «двушку» — все равно не сможет стать домо­владелицей в садоводстве «Кировец».

Тем не менее картинка рисовалась забавная. Я представила, что она таки обзавелась дачкой и теперь утром бегает через дорогу, нагруженная коробками с помидорной рассадой, а вечером усталая возвращается домой с грядок… Но мое веселье соседка не поддержала, сказав, что я ничего не понимаю ни в дачах, ни в участках земли в черте города.

Вот тут‑то я и подумала: как удалось сохраниться садоводству посреди новостроек-высоток, у мет­ро и супермаркетов, поблизости от кафе и ресторанов?.. Если и не в центре города, то практически в центре Кировского района.

Город ради развития ликвидирует гаражные скопления, выплачивая людям деньги за потерянную собственность. Ради развития выселяет из центра предприятия, давая им новые территории. Ради строительства дорог и мостов ликвидирует старую застройку, расселяя дома.

Далеко не все горожане принимают такую политику. И я их понимаю: хочется сохранить привычную среду обитания, которую считаешь единственно возможной для себя. Хотя реальность говорит о том, что мост и дорога нужны, что ветхие дома так или иначе придется сносить.

Думаю, что и старое садоводство не способствует развитию города и района. Да и, честно говоря, от послевоенного садоводства‑то в нем ничего не осталось. Теперь это дорогущий коттеджный поселок.

Возможно, я не права. Но все же имеется вопрос: есть ли в планах какое‑либо иное использование тех гектаров, которые занимает старый «Кировец»?

Виктория Л., ул. Лени Голикова


ОТ РЕДАКЦИИ

Планы‑то есть. Но вот будут ли они реализованы и когда? Это большие вопросы.

В генплане, в последний раз утвержденном полгода назад, участок, расположенный между парком «Александрино» и улицей Лени Голикова, числится зоной общественно-деловой застройки — и никаких садоводств. Сами «садоводы» старательно убеждают власти изменить генплан. Правление садоводства даже разработало типовой текст заявления, которое должен был подписать каждый член СНТ. В нем, в частности, говорится: «Фактически на территории садоводства «Кировец-1» в настоящее время сформировалась зона застройки односемейными жилыми домами высотой до 3 этажей. Собственники и члены семей зарегистрированы в домах и проживают в них круглогодично. Вся территория земель общего пользования садоводства «Кировец-1» и 245 участков находятся в частной собственности…». И еще сказано, что участки предоставлялись людям для ведения подсобного хозяйства, но фактическое использование уже не соответствует первоначальным целям.

Из всего этого садоводство делает вывод, что генплан необходимо привести в соответствие с реальностью, но не говорит конкретно, какой именно статус территории был бы приемлем. Теоретически возможно установить статус Ж1 («зона индивидуальной жилой застройки») или СО («зона садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ»).

Но СО в окружении жилых многоэтажек вряд ли возможна, а Ж1 — может быть. Это означает, что массив частной застройки становится полноправной частью района и начинает жить по Жилищному кодексу, а не по закону «О ведении гражданами садоводства и огородничества…» и не по уставу товарищества. То есть никакого правления садоводства, только прямые договоры домовладений с поставщиками ресурсов и жилищных услуг, исполнение правил, прописанных в документах городской и районной администраций, никаких взносов на строительство дороги или, скажем, ремонт электрохозяйства…

Однако внутренние события в «Кировце-1» показывают, что правление не готово к такому развитию событий: здесь исправляют устав, объявляют очередные сборы денег на ремонт, строят новое здание правления, взимают недоимки по взносам, судятся с собственником, который заключил прямой договор с энергетиками и попытался было получать «лишнюю» электроэнергию по сетям садоводства… В общем, здешняя административная жизнь ничем не отличается от жизни в любом другом СНТ, живущем исключительно на собственные деньги, вдали от городских удобств и развитой инфраструктуры.

Можно ли ради развития города ликвидировать садоводство и снести здешние дома? Похоже, нет. Земля здесь давно приватизирована, право собственности на нее оформлено. В соответствии с Земельным кодексом участки можно изъять для государственных нужд только в том случае, если существует законным образом разработанный проект строительства или реконструкции объекта федерального или местного значения, для реализации которого необходимы данные участки.

К слову, однажды такой проект разрабатывали. Вдоль границы парка «Александрино» город планировал построить дорогу, которая через прос­пект Народного Ополчения и через железную дорогу вела бы в Авиагородок. Как раз по землям СНТ. Но «садоводы» проекту воспротивились, а город не смог доказать его насущную необходимость.




#садоводства #застройка #генплан

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7685) от 18.06.2024 под заголовком «Садоводство с видом на метро».


Комментарии