С помойки – в парадную. В Петербурге энтузиасты дают вторую жизнь старинным дверям

«Двери с помоек» - так называется возникший недавно проект, участники которого собирают приговоренные к уничтожению старинные двери, окна, камины и даже паркет, реставрируют их и придумывают, как им дать новую жизнь.

С помойки – в парадную. В Петербурге энтузиасты дают вторую жизнь старинным дверям | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Хотите увидеть, как все происходит? Приходите, - пригласил нас один из участников проекта Александр Артемьев.

И вот мы в мастерской на Курляндской улице, на территории бывшего пивного завода имени Степана Разина. Предприятие уже давно не функционирует, теперь его помещения занимают творческие мастерские и молодежные креативные пространства. Команда проекта «Двери с помоек» находится здесь с лета.

- Все родилось спонтанно, - поясняет Артемьев. - Началось с творческого фестиваля «Том Сойер Фест», когда в конце весны мы начали приводить в порядок дом художника Снопова на Лесном проспекте. Именно там, глядя на окружающие нас бытовые предметы, мебель и двери, мы поняли, что такие вещи нужно спасать. А потом стали обращать внимание, что все то же самое можно нередко увидеть на помойках...

Александр Артемьев - дизайнер по городской среде, окончил академию имени Штиглица. Кроме него в команде «Дверей с помоек» еще двое: программист Андрей Трошков и продюсер съемок Валентина Манн. Реставрационному мастерству они пока еще только учатся.

Информацию о своей деятельности они стали выкладывать в аккаунт в «Инстаграме». Сюда сразу же посыпались просьбы забрать с помоек очередную деталь старого фонда. Тогда стало понятно, что это действительно важное и нужное дело.

- Нам постоянно сообщают адреса. Мы составляем план объезда, заказываем раз или два раза в неделю грузовую машину и совершаем рейды. Привозим все найденное в мастерскую. Здесь уже около двухсот старых дверей, - рассказал Артемьев. - Недавно к нам обратился человек, который купил квартиру в старом доме на Петроградской стороне и собирается делать там ремонт: «Возьмите двери, иначе просто выброшу их на помойку».

Отзывы на странице в «Инстаграме» воодушевляют: «Ребята, вы такие молодцы!», «Спасибо вам. Дверей родных в домах крайне мало осталось. Печально», «Вместе мы сила!!!», «Это очень хорошее дело, по-настоящему важное для сохранения самого важного, что у нас есть в городе, - красоты».

- Даже если двери рассохлись, покрыты множеством слоев краски - все это поправимо. Было бы желание и готовность к кропотливой работе. Этим дверям больше ста лет, и если сейчас их «пролечить», они еще несколько веков простоят, - говорит Артемьев. - Конечно, мы понимаем, что наша работа - это капля в море. Мы не можем спасти все старые двери Петербурга, но делаем, что в наших силах...

Старым дверям, украшавшим некогда входы в парадные, вообще не везет. До начала 1990-х годов многие из них, из дорогих пород дерева, с фацетными стеклами, с искусной резьбой, вензелями, картушами с инициалами домовладельцев, были еще на своих местах, сохраняя уникальный облик старого Петербурга. Но затем началась кампания по замене их на типовые металлические. Стало ли безопаснее - еще вопрос, а вот красивее точно не стало.

Да, многие парадные с тех пор перестали быть отхожими местами, но облик города изменился, причем не в лучшую сторону. Теперь вернуть прошлое уже невозможно: многое просто отправлено на свалки. Впрочем, даже после этого «дверного погрома» кое-где старинные двери все-таки уцелели, но продолжают исчезать под натиском «евроремонта». В нынешнем году особенно много сигналов поступило с Петроградской стороны: там в массовом порядке меняли старые двери на новодел.

- А вот эти двери - с железнодорожного вокзала на станции Удельная. В превосходном состоянии! - показывает Александр. - История такова: в конце лета мы их нашли в груде мусора на помойке. Нам объяснили, что они не относятся к числу охраняемых предметов здания, которое является объектом культурного наследия. Мы усомнились и обратились в КГИОП: там подтвердили, что двери действительно не стояли под охраной, но без них целостный архитектурный облик утрачен. Мы готовы установить связь с РЖД и вернуть двери на их прежнее место.

Рядом - дверь из особняка купца Каншина, что в Кузнечном переулке, с росписями в стиле ампир. Ее не просто выкинули: перед этим варварски распилили на несколько частей. Арендатор учреждения, расположенного в том здании, заявил, что дверь, мол, никакой ценности не представляет, а роспись вообще относится к советскому времени.

- Мы опять-таки усомнились. Со слов специалиста из Эрмитажа, а также из заключения сторонних экспертиз стало понятно, что росписи исторические, относятся к середине XIX века, - рассказал Александр. - И восстановить эту дверь можно. 10% утрат - совершенно ничтожно по сравнению с теми дверьми, которые нам попадаются.

Какова дальнейшая судьба всех остальных дверей? Одни находят новых владельцев, другие будут использованы для создания художественных инсталляций. Главное - спасти приметы старого быта, которые стремительно исчезают буквально на глазах. Увы, нам есть где поучиться. Посмотреть хотя бы на ближайшего северного соседа - Хельсинки: там практически в каждом доме эпохи модерна сохранились подлинные двери, задуманные архитектором в едином стиле с фасадом.

#реставрация #история #архитектура #волонтеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (6585) от 10.12.2019 под заголовком «Родные двери в XXI век».


Комментарии