С котом на диване. Петербуржцы не готовы тратить силы на подготовку к новогодним праздникам

Сначала члены правления ТСЖ дома на проспекте Ветеранов сочли повестку дня очередного заседания фейком. В извещении значились два вопроса: нанимать ли дополнительного дворника? И швырять ли деньги на ветер? Оказалось, что второй вопрос гораздо сложнее первого. На нем застряли надолго.

С котом на диване. Петербуржцы не готовы тратить силы на подготовку к новогодним праздникам | ФОТО Josh Hild on Unsplash

ФОТО Josh Hild on Unsplash

В прошлом году правление ТСЖ, по сложившейся традиции, постановило потратить 70 тысяч рублей «на ветер». На эти деньги, как издавна было принято, закупили несколько батарей фейерверков и десяток упаковок мишуры — порадовать господ собственников в новогоднюю ночь — и наняли Деда Мороза.

Дед Мороз всем быстро надоел. К моменту его появления малыши в доме давно спали, а взрослым детям и просто взрослым было скучно. А мишуру выметали из ­кустов до апреля.

Вообще‑то год назад высказывали множество идей, как праздновать: было желание на 1 января оплатить большое представление для детей и небольшой шведский стол для взрослых. Но сами собственники подняли правление на смех и попросили убрать руки от семейного праздника и от кошелька ТСЖ. А на салют большинство согласилось… из желания сэкономить личные деньги. Ведь новогодний фейерверк устраивать все равно придется. Так пусть уж лучше на это потратится ТСЖ.

Припомнив подробности прошлого новогодия, члены правления решили на сей раз перестать фантазировать и мечтать. Отказались от Деда Мороза и мишуры. А также постановили объявить собственникам о режиме новогодней экономии. Но все же решили подстраховать праздник на случай, если граждане понадеются друг на друга в вопросе устройства фейерверка и… никто ничего красивого не купит. Так что заложили праздничный бюджет в размере 16 тысяч рублей на две батареи по 80 залпов.

— Никому говорить не стоит. Общественный салют запустим только после того, как отстреляются «частники». А то граждане решат сэкономить свои батареи на ­«после праздника».

Такой вот предновогодний рассказ довелось услышать от ЖКХ-актива в промежутках между обсуждением многотрудной жизни товариществ собственников ­жилья Кировского района. Рассказ не столько забавный, сколько поучительный. Помнится, ­лучшие ТСЖ в Петербурге создавались не только ради приведения в порядок дома, но и для объединения его жителей: убедить людей, что они живут не в квартире, а в доме; всех перезнакомить; заставить совместными усилиями поддерживать порядок; убедить участвовать в разнообразных работах; ну и — в сборе дополнительных средств на какие‑либо нужды. Общие праздники были частью такого образа жизни дома. И вот, констатировал рассказчик, собственники все реже откликаются на призывы сделать что‑то вместе. Первыми «отмерли» зародившиеся было новые традиции. Вроде дня рождения дома или празднования юбилеев пожилых соседей.

Тем не менее многие дома, сообщества граждан, ТСЖ, кооперативы все же стараются вытащить людей «на воздух». По данным агентства «Дед Мороз и Ко», спрос на новогодние поздравления для компаний остался примерно на уровне прошлого года. Да, собственно, и цены поднялись совсем чуть‑чуть, символически. Самым дорогим визитом, разумеется, будет визит в новогоднюю ночь. В агентстве даже не стали называть его стоимость. Сказали, что на получасовую программу с участием двух актеров без музыкальной техники и спецэффектов стоит заложить как минимум 15 – 17 тысяч рублей. А вообще — «цена договорная». И тут же отметили, что в ассортименте появился пятиминутный визит Деда Мороза на тысячу ­рублей. Услуга, похоже, будет популярной именно в семьях (соседей не приглашают). Папа-мама тихонько выйдут на лестничную площадку к прибывшим артистам, передадут им подарки и — обратно в квартиру. И тут прозвонит звонок: «Здравствуйте, вот и я, Дед Мороз!».

Портал SuperJob задался целью определить, насколько по сравнению с прошлым годом изменилось отношение россиян к совместному празднованию новогодия. И тот же вывод. Мало-помалу люди замыкаются в своих квартирах-крепостях.

Более 77% опрошенных порталом граждан не планируют никуда выходить в новогоднюю ночь: только близкие (даже без приглашения родственников) и свой стол. При подобных опросах социологи, как правило, не выпытывают подробности. Но если респондент посчитает нужным, то его комментарий отразят в итоговом отчете. Вот один из таких комментариев: «Дома, в кругу близких, можно не тратить время, силы и средства на то, чтобы нарядиться, красиво сервировать стол, оторваться от дивана… Можно быть по‑будничному расслабленным». По результатам прошлогоднего опроса такой вид праздника предпочел 71% респондентов.

Согласны отказаться от­ «расслабления» немногие. 2% опрошенных собираются в гости в другой город. 3% готовятся пойти в ресторан на корпоратив или на улицу с компанией. 1% планирует отправиться на дачу.

12% участников опроса заявили, что будут рады одиночеству (многие сказали «уединению»), а 1% собирается отмечать с любимым домашним питомцем. Социологи не сочли правильным сложить воедино две эти категории ответов.

Большее количество респондентов, нежели в прошлом году, согласились встречать Новый год на рабочем месте. Причем примерно половина из них просто спокойно приняла предложение руководства, а вторая сама вызвалась взять «новогоднюю смену». В прошлом году так ответили 4% опрошенных, в нынешнем — 6%.

Из 1600 участников опроса около 2% ответили, что будут отмечать праздник в пути, так как уже приобрели турпутевку.

Куда именно направляются ныне граждане? Этот вопрос осветили специалисты Российского союза туриндустрии на Северо-Западе. 27% покупателей туров выбрали путешествие по России. Накануне 2022 года такой выбор сделали 17% клиентов турагентств. Единицы опрошенных едут на курорты, которые предлагают активный зимний отдых. И все чаще выбирают экскурсии в Москву, в Казань, в Карелию, а также в Великий Устюг и на озеро Байкал. Стоимость путевки сопоставима с прошлогодней: в среднем 53 тысячи рублей на 5 – 6 дней.

Для интереса: доступных заграничных туров осталось не так много, и обходятся они все дороже и дороже. В прошлом году самым популярным местом для заграничного празднования Нового года был Египет. Ныне такие поездки подорожали на 20% — в среднем 197 тысяч рублей менее чем на неделю. Новый год в Арабских Эмиратах — 245 тысяч рублей, в Таиланде — 305 тысяч. И даже демократичная Турция — 120 тысяч рублей.

Семья, дом, диван и кот. И салют за окном, запущенный соседями. Формула наилучшего праздника для большинства граждан. Не самый плохой вариант.


#Новый год #праздник #опрос

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (7307) от 28.11.2022 под заголовком «С котом на диване ».


Комментарии