С декабря на 71 улице Петербурга заработает зона платной парковки
С 1 декабря в границах муниципального образования Смольнинское заработает зона платной парковки. Обочины 71 улицы, где прежде свободно стояли машины, теперь огорожены дорожными знаками, обозначены сине-белой разметкой и официально называются парковочными местами. Их теперь насчитывается в Смольнинском, по разным данным, от 5,5 до 5,6 тысячи. И за удовольствие постоять на них более 15 минут в дневное время придется платить.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
«Социальный проект» подорожал на старте
Резко расширяя зону платной парковки в центре, городской комитет по транспорту ссылается на опыт пилотной зоны, который считает полностью положительным.
– Платная парковка на 28 улицах, которая была введена еще в 2015 году, показала высокую эффективность, – говорит заместитель председателя комтранса Дмитрий Ваньчков. – Трафик там снизился. Появились свободные парковочные места. Движение упорядочилось. Общественный транспорт стал двигаться быстрее. Это же мы увидим и на семи десятках улиц Центрального района после 1 декабря.
В Смольном данный проект называют «ни в коем случае не коммерческим, а прежде всего социальным». При этом тариф на час уличной парковки ожидаемо повысили – с 60 до 100 рублей (также петербуржцы смогут приобрести месячный абонемент для транспорта категории В за 20 075 рублей, годовой – за 179 580 рублей).
– Увеличение тарифа связано только с перегруженностью зоны платной парковки, – поясняет Ваньчков. – В часы пик заполняемость парковки на этих улицах порою 100% и больше, то есть машины встают вторым рядом. Теперь должны появиться свободные парковочные места.
По словам чиновника, в пилотной зоне только 15% времени и мест бывают заняты на платной основе, 85% – это машины, стоящие на одном месте менее 15 минут, либо обладатели разного рода льготных парковочных разрешений.
А значит, по карману петербуржцев нововведение особо и не ударит.
«Своих» тоже отфильтруют
Жители МО Смольнинское смогут получить годовое льготное парковочное разрешение по прежней цене – 1800 рублей для категории В, 900 рублей – для А и 3600 в год – для категории С.
До сих пор в Петербурге было выдано около 13 тыс. парковочных разрешений (из них 2,5 тыс. – местным жителям и 10 тысяч – многодетным семьям).
Как рассказали «СПб ведомостям» в Городском центре управления парковками (ГЦУП), с 1 ноября было подано еще 2307 заявок на получение парковочного разрешения жителя. Положительные решения вынесены по 781 заявке, в работе находятся еще 1276. В 247 случаях жители предоставили неполный комплект документов, в связи с этим получили отказ. Остальные обращения были отозваны самими заявителями.
«Неполный комплект документов» – это те самые особые семейные обстоятельства, когда, например, заявитель не имеет возможности представить нотариальное согласие на получение им льготного разрешения от сособственника жилья – иногда это старики, живущие за тридевять земель, супруги или взрослые дети – за границей.
И еще есть немало «моторизированных» арендаторов жилья в центре, у которых нет никаких шансов получить льготные разрешения.
В сообществе соседей-автомобилистов одного небольшого дома на семь парадных в МО Смольнинский – чуть более тридцати участников. Во дворе, который из-за надвигающейся «платности» жильцам пришлось экстренно закрыть воротами с электроприводом, всего 15 мест для авто. У большинства членов соседского чата по одной машине, у некоторых по две. Есть товарищ, владеющий восемью. А есть жилец-адвокат, открывший офис прямо на дому, а потому затребовавший себе несколько электронных ключей от ворот, чтобы устраивать удобство клиентам и сотрудникам.
Не нужно быть математиком, чтобы понять: как минимум две трети машин жителей этого дома до сих пор стояли на улице.
О том, что сумела получить льготное разрешение, к 28 ноября сообщила только одна автомобилистка.
Сколько личных машин находится во владении официально зарегистрированных в Центральном районе петербуржцев, в Городском центре управления парковками не знают. Статистика не ведется.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Ловить не будут, но письмецо пришлют
На вопрос, как будут ловить нарушителей-неплательщиков в новой зоне, врио директора ГЦУП Михаил Курдяев ответил:
– В зоне платной парковки мы никого не ловим. Все нарушения фиксируются в автоматическом режиме автомобилями «Паркон». Пеших инспекторов не будет вообще.
Эти машины можно узнать издалека по фирменной окраске. В постоянном режиме, по графику, они катаются по улицам с платной парковкой с интервалом 15 – 20 минут и при помощи комплекса видеонаблюдения фиксируют оплату либо неоплату стоянки автомобилистами. Проехал раз «Паркон» – заснял стоящие машины. Проехал еще через четверть часа – заснял опять. После чего система сама проверяет зафиксированный на парковке номер машины на наличие того или иного льготного разрешения (местного жителя, многодетной семьи, «ветеранского» или владельца электромобиля). Если номер есть в реестре, он отсеивается, если нет, система проверяет, была ли произведена почасовая оплата парковки. Если была, номер также отсеивается. Если нет, готовится проект постановления о назначении штрафа, после чего нарушителям полетят «письма счастья».
Так же автоматически производится и фиксация номеров машин под запрещающими остановку-парковку знаками. В этом случае «Паркон» выгружает информацию о нарушении в общую систему МВД, и штраф выписывается через «Госуслуги». В среднем этот процесс может занимать до двух недель, но в спорных ситуациях, требующих «ручного разбора», время увеличивается, хотя и ненамного.
На вопрос, сработает ли такой трюк, как прикрытие номеров грязью или листиками, Михаил Курдяев ответил:
– Мы с вами живем в самом сознательном и культурном городе мира, так что этого не должно происходить. Сознательность водителей должна быть на первом месте. Но помимо этого в Госдуме сейчас рассматривается законопроект, который будет регулировать сокрытие номеров, приравнивая это чуть ли не к террористической угрозе...
И добавил:
– На мой взгляд, 100 рублей – это небольшая сумма за то, чтобы с комфортом припарковаться в центре города, вблизи от нужного объекта...
Видимо, и 1200 рублей (за парковку на своей улице с восьми утра до 20.00) для местных жителей, не сумевших получить льготного разрешения, тоже немного?
– Мне это не по карману, – признается один из участников дворового чата. Придется отгонять машину в соседние районы, где нет платной парковки. Благо проездной у меня пенсионерский, считай бесплатный...
Бюджет тратит и зарабатывает
По словам Курдяева, до сих пор в городе фиксировалось порядка 1,5 – 2 тыс. случаев нарушения правил парковки (вместе с остановками под запрещающими знаками), из них неоплата составляет всего 5 – 7%. Но это было в ситуации, пока зона платной парковки была маленькой, на 28 улицах. По информации на 23 ноября, в нынешнем году в бюджет Петербурга от эксплуатации такой маленькой зоны платной парковки поступило 138,5 млн рублей. Эта сумма включает в себя почасовую оплату стоянки, а также доход от оформления парковочных разрешений. За минувший год в городской бюджет поступило 74,4 млн рублей, в 2019-м – 38,2 миллиона.
За весь период администрирования штрафов в зоне платной парковки (с 12 марта 2020-го до 24 ноября 2021-го) владельцам авто было направлено 210 648 постановлений о данном виде нарушений. Оплачено штрафов на сумму 310,9 млн рублей.
Оборудование новой зоны – это нанесение разметки, установка дорожных знаков и паркоматов. Дело недешевое. В общей сложности на 71 улице МО Смольнинское нанесено 10,2 тыс. кв. м разметки, установлено свыше 3,1 тысячи дорожных знаков и 40 паркоматов стоимостью 870 тыс. рублей каждый. Еще 20 паркоматов из числа работавших в пилотной зоне также заменены на новые. В ближайшем будущем они смогут работать как с системой «Подорожник», так и с единой картой петербуржца.
При этом паркоматы – самое непопулярное средство оплаты. В Москве, например, уже менее 3% пользователей платной парковки прибегают к его помощи. Да и в Петербурге с каждым годом все больше людей выбирают мобильные транзакции.
Опыт пилотной зоны показал, что «заградительные» тарифы снизили трафик на этих улицах как минимум на 20%, говорят в комтрансе. Но чем шире будет зона, тем заметнее снизится трафик. И тем быстрее и комфортнее будет перемещаться по городу на общественном транспорте, уверены в Смольном.
До конца 2022 года платная парковка появится в оставшейся части Центрального района и в Адмиралтейском, а в 2023-м – в Петроградском и Василеостровском районах.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (7061) от 30.11.2021 под заголовком «Паркинг культуры?».
Комментарии