Ржевская аномалия. Как исторический район оказался в тени новодела
Недалеко от железнодорожной станции Ржевка, возле проходной артиллерийского полигона, стоят три закладных камня. Надпись на первом из них сообщает, что здесь появится мемориал памяти «Большого взрыва» 29 марта 1942 года, на двух других - о том, что здесь воздвигнут часовню Александра Невского и устроят музей Дороги жизни.
Вот что приходится ежедневно видеть сотням людей, которые идут от трамвайного кольца в 38-й квартал - самую удаленную точку Старой Ржевки. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
«Большой взрыв» - одна из трагических и малоизвестных блокадных страниц. В тот мартовский день на железнодорожной станции Ржевка под вражеский обстрел попали два состава с боеприпасами. Взрывы были такой силы, что рухнуло здание вокзала и были разрушены многие жилые дома. Погибли сотни людей: железнодорожники, военнослужащие, работники милиции, эвакуируемые ленинградцы и жители поселка.
Что же касается закладного камня, то его еще в конце 2000-х годов установил общественный фонд «Защитники Невского плацдарма» в надежде, что помогут государство и меценаты. Увы, заинтересовать ни тех ни других не удалось. Знак покосился, стоит у кромки канавы, забитой мусором.
Впрочем, и два других закладных камня брошены и забыты. Летом они зарастают травой в человеческий рост... Ни часовни, ни музея здесь так и не появилось, и канули уже давно в Лету все надежды. При строительстве Кольцевой автодороги в дальний угол оказался задвинут даже установленный еще в советское время знак «Нулевой километр Дороги жизни», сейчас про его существование мало кто и знает...
Речь - о территории так называемой Старой Ржевки: это небольшой клочок земли на самом краю Красногвардейского района, между Лесопарковой и Окраинной улицами. В отличие от выглядящих гораздо более респектабельными новостроек Ржевки, где проходят проспекты Наставников, Передовиков, Ударников, Энтузиастов, здесь разруха и запустение.
Но если новые кварталы выросли практически на пустырях, то Старая Ржевка - район исторический. Здесь даже сохранились построенные еще в конце XIX века одноэтажные кирпичные дома офицеров расположенного рядом артиллерийского полигона. Правда, сегодня они, хотя и являются объектами культурного наследия регионального значения, обросли всяческими пристройками и сарайчиками.
В прежние советские годы район хоть и находился на отшибе, но все равно выглядел достаточно обихоженным. Жили здесь в основном семьи военнослужащих, работавших на полигоне. Однако постепенно, по словам местных жителей, все приходило в упадок. В конце 1990-х годов закрылись детские сады, из трех школ осталась одна, а библиотека переехала в новостройки. Теперь из социальных объектов здесь только школа. Никаких иных культурных очагов, образовательных и спортивных центров в пешеходной доступности нет...
Лет десять назад район Старой Ржевки попал в программу реновации. Жители надеялись, что наконец-то положение изменится. Компания «СПб Реновация» действительно выстроила по соседству с пятиэтажками два 17-этажных многоквартирных протяженных здания - они, кстати, хорошо видны с Кольцевой автодороги. Застройщик обещал расселить дома, предназначенные под снос, предоставить их жильцам новые квартиры, а затем построить детский сад и расширить местную школу.
Но... В начале 2017 года ЗакС принял поправки к городскому закону о памятниках. Они ужесточили требования к планировкам участков, где имелись сооружения, отнесенные к объектам культурного наследия. Застройщика это не устроило. Он продал квартиры, зарезервированные под расселение жителей квартала, и ушел.
Справедливости ради - цивилизация до этого забытого уголка все-таки добралась: в конце прошлого лета Старую Ржевку связала с Ладожским вокзалом скоростная трамвайная линия. И все бы хорошо, если бы забор вокруг нового кольца не перегородил жителям удобный путь к остановкам общественного транспорта и к железнодорожной станции.
Так и хочется вспомнить про «город контрастов»: новенькие трамваи, забор с иголочки, а мостки - как в глухой деревне... / ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Понимая соображения безопасности, жители просят об одном: проложите нам кратчайшую дорожку - в обход кольца! Оказалось, что это вовсе не просто. История почти анекдотическая. Сначала местные жители обратились к муниципалам, те сделали запрос в комитет по градостроительству и архитектуре, оттуда пришел отказ с весьма странной формулировкой: мол, дорожку проложить нельзя, потому что здесь запланирована... станция метро.
Действительно, когда-то она значилась в проекте, но в планах на ближайшие десять лет ее точно нет. Так что пока жители вынуждены добираться до трамвайной остановки по хлипким деревянным мосткам, которые они сами и проложили.
На Ржевской площади - конечная остановка нескольких маршруток. Заняться там нечем, вот и приходится водителям разминаться на самодельном турнике - в ожидании отправки в следующий рейс. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
- Чиновники обещали, что вслед за окончанием реконструкции трамвайного кольца дойдет черед и до расположенной рядом Ржевской площади. Кольцо сделали еще в прошлом году, но площадь не претерпела никаких изменений, - рассказал один из здешних активистов Владимир Егоров.
Впрочем, ее и площадью назвать трудно: территория больше похожа на привокзальный пятачок маленького захудалого городишки. Между стоянкой маршруток и опорами КАД - заросший кустами пустырь, зачастую используемый как отхожее место.
- Мы предлагаем благоустроить пустырь, превратить его в красивый сквер и как раз в центре его поставить памятник событиям 29 марта 1942 года, - говорит Егоров. - Пока что хотя бы перенести сюда закладной знак. Об этом говорится и в обращении совета ветеранов 67-й армии, переданном в районную администрацию.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (6691) от 02.06.2020 под заголовком «Ржевская аномалия».
Комментарии