Россияне не спешат занимать освобожденные мигрантами рабочие места

Ответственные за занятость чиновники на днях озвучили официальную «трудовую» статистику по Петербургу и Ленинградской области за пандемийные 2020-й и начало нынешнего года. Цифры полностью подтвердили то, что многие уже ощутили в своей повседневной жизни. Ожидания мигрантофобов о «работе для россиян» не подтвердились: освободившиеся из-за отъезда и неприезда гастарбайтеров-азиатов рабочие места наши граждане занимать не спешат – и это несмотря на существенно выросшую из-за локдаунов безработицу. Итог: услуги дорожают, убытки терпят потребители, работодатели, бюджет и экономика регионов в целом.

Россияне не спешат занимать освобожденные мигрантами рабочие места | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

– Общее количество граждан, состоящих на учете как безработные, в последнее время стабилизировалось и даже понемногу снижается на протяжении нескольких месяцев, – делится осторожным оптимизмом директор Центра трудовых ресурсов Санкт-Петербурга Алексей Чистяков.

Некоторые основания для оптимизма в самом деле есть: если в ноябре прошлого года число зарегистрированных безработных петербуржцев достигало 103,8 тыс. человек, то сейчас их «всего» 79,2 тысячи. Но заметим: в 2018 – 2019 гг. у нас регистрировалось по 25 – 27 тысяч безработных.

Похожая картина у соседей. По словам заместителя председателя комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Дмитрия Никифорова, за карантинный период с апреля по декабрь минувшего года в Службу занятости региона обратились 65 тыс. человек, из них 50 тысяч были признаны безработными. При этом за весь 2019-й на биржу труда Ленобласти пришли всего около 7,5 тыс. безработных. То есть в прошлом году уровень безработицы там вырос почти в восемь раз!

И опять ложка осторожного оптимизма:

– С октября 2020 года наметилась тенденция к снижению уровня безработицы, – говорит Никифоров. – Сегодня у нас зарегистрированы 23,5 тысячи безработных, тогда как на 1 января нынешнего года их было около 30 тысяч.

Предложение выросло, а что же со спросом? Насколько они друг другу соответствуют?

Заявленная петербургскими работодателями в феврале 2021 года потребность в сотрудниках – 36,4 тыс. вакансий, в том числе 21 тысяча – по рабочим профессиям. По информации Центра трудовых ресурсов Петербурга, в январе текущего года наибольшее количество вакансий было заявлено организациями, действующими в обрабатывающем производстве (17,5%), оптовой и розничной торговле (10,8%), транспорте и хранении (10,8%), строительстве (6,2%).

– Обычно у нас в течение года бывает 18 – 19 тысяч вакансий, причем их всегда было существенно больше, чем безработных, – рассказывает о ситуации на рынке труда Ленинградской области Дмитрий Никифоров. – В пиковом периоде, когда у нас было 50 тыс. безработных, в Службе занятости насчитывалось всего 22 тысячи свободных рабочих мест. Их и сегодня столько же.

Теперь безработица примерно равна числу вакансий, но не всех граждан можно на них устроить, уточняет Никифоров. При этом самые большие проблемы – у строительного комплекса 47-го региона: ему сегодня требуется около 5 тысяч рабочих. А людей из числа стоящих на учете, которых можно было бы так или иначе задействовать в строительстве, чуть больше тысячи...

Тот факт, что с ростом числа трудоустроенных банк вакансий в Ленобласти не уменьшается, а даже понемногу растет, чиновник объясняет прежде всего оттоком мигрантов:

– Работодатели, которые традиционно привлекали иностранцев, своих вакансий в наш банк данных раньше не подавали. А сейчас, видимо, из-за дефицита рабочей силы, стали сообщать о них. Так у нас стали появляться фактически новые рабочие места для российских граждан.

Вот только занять их стало непросто.

По данным Главного управления МВД России по Петербургу и Ленинградской области, в прошлом году в Северную столицу въехали 238,4 тыс. иностранных граждан. Это на 88% меньше, чем в 2019-м. Работу в РФ заявили целью въезда 70,1 тыс. человек, что на 81% меньше, чем годом ранее. Кроме того, в 2020-м было выдано 162,3 тыс. патентов на работу – это на 32% меньше уровня предыдущего года.

То есть с минувшего года нашим работодателям, по самым скромным подсчетам, не хватает 30% рабочих рук.

– На нашем рынке труда сейчас не хватает трети всех иностранных работников, – рассказывает Дмитрий Никифоров. – Примерно 18 тысяч человек – это существенный дефицит. Прежде всего он ощущается на стройках и в обрабатывающих производствах. Но 60% оформленных патентов – это неквалифицированные кадры. Подсобные рабочие и так далее...

Введенные в марте прошлого года ограничения на въезд в РФ иностранных граждан будут постепенно сниматься. Как надеются в регионах – в зависимости от потребности в конкретных отраслях экономики.

На сегодня ограничения сняты для въезда из стран, входящих в Евразийский союз. Рейсы выполняются, но большого притока иностранной рабочей силы на петербургский рынок пока нет. Армения, Киргизия, Казахстан и Белоруссия все же не являются основными донорами трудовых ресурсов: около 65% работающих у нас – граждане Узбекистана, до 30% – таджикистанцы.

Министерство строительства наладило механизм въезда мигрантов из Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Турции для работы на стройках. Пока полностью «ручной»: обратиться за разрешением на ввоз рабсилы со стороны могут крупные строительные компании (некрупные вряд ли заметят) и главы регионов.

– Сегодня, согласно распоряжению правительства РФ от 16 марта 2020 г. № 635-р «О временном ограничении въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства...», могут приехать лишь высококвалифицированные специалисты и наладчики иностранного оборудования, – говорит Дмитрий Никифоров. – Все остальные въезжают по согласованию с оперативным штабом при наличии особых обстоятельств. Предполагается, что скоро эта схема будет перестроена – влиять на ввоз иностранной рабочей силы для конкретного работодателя станет сам регион.

– Порядок въезда трудовых мигрантов в РФ могут упростить уже к весне, – считает Алексей Чистяков. – А прорабатываемый алгоритм их привлечения должен защищать трудоустройство прежде всего российских граждан.

Выглядит это так: работодатели размещают вакансии на порталах Службы занятости в Петербурге (https://www.r21.spb.ru/) и Ленобласти (https://www.czn47.ru/), эти же вакансии автоматически размещаются на портале «Работа в России» Роструда (https://trudvsem.ru/) и становятся видны на всей территории РФ – всем службам занятости и пользователям ресурса. Такие же вакансии увидят и на территории двух государств СНГ, которые являются основными донорами трудовых ресурсов для Северной столицы и России в целом.

– Наша задача – сделать так, чтобы в Петербург вернулись те иностранцы, которые хорошо себя зарекомендовали, кого знают наши работодатели, кто устраивается официально с отчислением налогов, – продолжает Чистяков. – Эта первоочередная задача будет заложена в данный алгоритм. Мы собираем информацию от работодателей, анализируем, на какие рабочие места можно трудоустроить российских граждан, зарегистрированных в Службе занятости как безработные. Контактируем с регионами РФ, чтобы привлекать соотечественников из других субъектов.

По мнению Чистякова, ситуация с пандемийными ограничениями позволит эти процессы наладить:

– Без иностранной рабочей силы нам не обойтись. Но, полагаю, у нас сегодня появилась возможность переломить систему хаотичного притока мигрантов. Мне кажется, пора вводить Job Offer – официальные предложения о трудоустройстве конкретному соискателю-иностранцу со стороны конкретного работодателя, как это делается во многих странах мира. Приезжающий к нам работник по профессиональным качествам должен соответствовать той должности, на которую он приглашается. Это тоже стало бы определенной защитой для национального рынка труда.

#работа #мигранты #рынок труда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (6871) от 26.02.2021 под заголовком «Куда же вы, понаехавшие?..».


Комментарии