Режут по-тихому. Куда исчезают общедоступные парки Петербурга

Каким словом можно охарактеризовать действия чиновников имущественного блока в отношении исторических парковых территорий? Из года в год они отрезают от общедоступных парков куски городской земли и сдают их в аренду для расширения частных участков.

Режут по-тихому. Куда исчезают общедоступные парки Петербурга | Фото: Wikimedia Commons / A. Savin

Фото: Wikimedia Commons / A. Savin

Парк на Каменном острове был разбит в первой половине XVIII века. С конца XIX столетия его активно застраивали дачами. В советское время тут создали общедоступный парк, а сам Каменный остров переименовали в остров Трудящихся. Здесь появились санаторные, спортивные учреждения, детские сады, правда, были и так называемые госдачи для партийной и советской элиты. В 1990-х, в перестроечные времена, ситуация начала меняться. Журналисты постарше помнят, как депутаты «демократического Ленсовета» устроили для представителей СМИ экскурсию по госдачам. Новая городская власть убеждала при этом пишущую и снимающую братию, что вот теперь эти «секретные объекты», как и весь остров, станут общедоступным местом. Кстати, тогда ему вернули историческое название - Каменный. А здешний зеленый массив получил романтичное имя «Тихий отдых». Но радость горожан была недолгой. С годами здесь по-тихому повсеместно стали расти глухие заборы и новые дома. Потом, казалось бы, подобное «развитие» зеленого уголка Петербурга прекратилось, и парк «Тихий отдых» обрел свои непоколебимые границы. Как бы не так: комитет имущественных отношений решил, что лучше понимает нужды города, и принялся отрезать от парка куски территории и сдавать их в аренду.

В 2015 году ведомство благодушно согласилось лишить гуляющих петербуржцев почти 4 тысяч квадратных метров зеленой зоны между площадью Старого Театра и рекой Крестовкой. Арендатором стало ООО «Евроресурс», которое владеет соседним домом Клейнмихель на набережной реки Крестовки, 12. Фирма решила не просто огородить еще совсем недавно общедоступный садик, но и построить в нем новое здание. При этом включилась смекалка. Закон об объектах культурного наследия прямо запрещает строить новые объекты на территории памятников - а парк «Тихий отдых» как раз и является таким памятником. Как быть? Выход нашли гениальный по своей простоте: достаточно назвать капитальное здание... «временной одноэтажной хозяйственной пристройкой». И не важно, что под ним залита «железобетонная фундаментная плита», перекрытия выполнены из «железобетонной плиты», «монолитными железобетонными» сделаны лестничные марши и площадки. «Временная» - и все тут!

Что же думают об этом чиновники КГИОП, которые стоят на страже городских памятников? «По проекту здание расположится на бетонной плите, но ее наличие не говорит о том, что это объект недвижимости. Эксперты убедительно обосновали, что это временный объект площадью около 150 кв. метров, который может быть разобран и перенесен в другое место», - сказал в интервью газете «Канонер» председатель охранного ведомства Сергей Макаров.

А вот другая история. В 2014 году предприниматель Петр Усов провел «реконструкцию» общественного туалета на набережной реки Большой Невки, 14, под дачу. (Кстати, по данным РБК, это тот самый г-н Усов, совладелец ОАО «Стройметаллоконструкция», который в 2010 году купил у Министерства обороны знаменитую старинную дачу Юхневича в Комарове, а затем в 2014-м уступил ее Сергею Сердюкову, сыну бывшего министра обороны.) От туалета в новой каменноостровской даче Усова, как говорят скептики, остался разве что кирпич в основании, и то не факт. Облик дачи решен «в английской стилистике» и многим нравится. Но вот беда для нового хозяина уборной: здание выстроено по границам земельного участка, то есть любой прохожий, кому понравилась архитектура, мог беспрепятственно подойти к нему и заглянуть в окно, чтобы рассмотреть и интерьер...

Что делать? Надо обратиться в комитет имущественных отношений. После такого обращения комитет согласился отдать 1,1 тыс. кв. метров парка «Тихий отдых» в аренду фирме Петра Усова. Как видно со спутника, теперь вокруг дома благоустроенная территория, огражденная забором.

Но и этого господину Усову показалось мало. В 2019 году его фирма ООО «Невка хаус» взяла в аренду еще один пятачок, на этот раз крохотный - площадью всего 72 кв. метра. Почти весь этот участок занимает старинный павильон-памятник, в советское время перестроенный... тоже в туалет. Казалось бы, зачем он нужен коммерсанту? Сейчас объясню.

Павильон (его адрес: набережная реки Большой Невки, 14, литера Б) был возведен фирмой «Бодо Эгесторф» для художественно-строительной выставки в 1908 году. Он построен из бетонных пустотелых фасадных камней. Автором проекта называют Льва Ильина. После окончания выставки павильон не стали разбирать, он сохранился по сей день. Сегодня это памятник регионального значения.

2За-забором_С.jpg

Памятник памятником, но если он мешает уважаемому человеку, а снести его нельзя... И специалисты, нанятые «Невкой хаус», придумали выход: надо перенести павильон с арендованной территории в границы пока еще общедоступной части парка «Тихий отдых». Теперь домик будет стоять севернее, ближе к железобетонному навесу, тоже сохранившемуся с выставки начала XX века.

Разумеется, специально обученные люди придумали обоснование. Оно лишь слегка убедительнее, чем аргумент «павильон мешает Усову». Эксперт Наталья Глинская доказывает, что нынешнее место «затапливается». Век, значит, простояла беседка - и ничего, вода не мешала, а как вселился богатый трудящийся в соседний «туалет» - все залило.

Пожалуй, никто и не удивится, если КГИОП согласует историко-культурную экспертизу с такой аргументацией.

Кстати, наверняка вам интересно, как будет проходить процесс переноса. Госпожа Глинская пишет со ссылкой на проектную документацию, подготовленную ООО «Гипротеатр-инваз»: «с помощью подъемного крана». Павильон, состоящий из бетонных блоков, собираются поднимать ввысь! Опрошенные нами инженеры сильно сомневаются, что это возможно. Во-первых, найти и тем более привезти на Каменный остров кран необходимой грузоподъемности крайне проблематично, во-вторых, даже если стянуть стены несчастного памятника стальной оплеткой, это не будет гарантией, что павильон не развалится. Наконец, самое сложное - отодрать от фундамента надземную часть здания, намертво «вросшую» в него за 100 лет. В общем, скорее всего, здание разберут и соберут заново, а кран понадобится только для переноса этих фрагментов.

Комитет имущественных отношений выработал позицию, которой объясняет тягу к заборам в общегородских парках. Как всем известно, согласно закону о зеленых насаждениях общего пользования, на территории таких насаждений «запрещается предоставление земельных участков для размещения объектов капитального строительства». «Но действующее законодательство не содержит прямого запрета или ограничений на предоставление земельных участков в границах территорий общего пользования в аренду для целей, не связанных со строительством», - популярно разъясняют градозащитникам и разным критиканам ответственные сотрудники КИО.

Казалось бы, парадокс: как может быть ограничено право граждан гулять по территориям общего пользования? Но чиновники никаких противоречий тут не видят. И стоят на своем. Например, в случае с отобранной у горожан частью Приморского парка Победы для расширения «Диво-острова» (там арендатор - ЧУК «Парк культуры и отдыха «Северная Венеция») власти, защищая забор и перекрытую в нарушение Водного кодекса береговую полосу Северного пруда, и вовсе ссылаются на «необходимость обеспечения антитеррористической защищенности объекта массового нахождения людей». Чего уж говорить о каменноостровских сортирах!

Фото Дмитрия Соколова

КСТАТИ

Недавно в арбитражном суде было оглашено интересное решение, из которого хорошо видны последствия политики комитета имущественных отношений. Около десяти лет назад он сформировал земельный участок «для рекреационных целей» возле дома № 36 по набережной Мартынова и сдал его в аренду. В границы участка попало около 0,2 гектара территории Приморского парка Победы, признанного, как известно, зеленой зоной общего пользования. Затем по периметру участка арендатор поставил забор, то есть никакое общественное пользование более невозможно. А теперь разработчику проекта планировки этого квартала через суд удалось добиться исключения этих 0,2 гектара из границ парка, несмотря на протест комитета по благоустройству. Причем аргументация сводилась к тому, что закон позволяет «уточнять площадь зеленых насаждений общего пользования в сторону уменьшения в пределах 10%». Получается парадоксальная ситуация: КИО законно сдает земли общественных парков в аренду, арендаторы законно эти куски парков ограждают, а затем суд исключает эти куски из границ парков, узаконивая такие «имущественные отношения». Может, пора уже остановиться?

#парки и скверы #зеленые насаждения #земля

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6542) от 09.10.2019 под заголовком «Режут по-тихому».


Комментарии