Региональная краеведческая олимпиада школьников Петербурга прошла в онлайн-режиме

Региональная краеведческая олимпиада школьников Петербурга, которую каждую весну проводит Городской дворец творчества юных, прошла в нынешний раз в онлайн-режиме. По традиции, информационную поддержку ей оказывают «Санкт-Петербургские ведомости».

Региональная краеведческая олимпиада школьников Петербурга прошла в онлайн-режиме | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- В виртуальном формате олимпиада, конечно, теряет ряд просветительских преимуществ, но зато становится более адресной, - считает член жюри Кирилл Страхов. - Получилась почти персональная консультация для каждого юного исследователя. Школьникам подобный онлайн-формат привычен, и поэтому, представляя свои работы из дома, они чувствовали себя весьма комфортно.

Всего перед «экзаменаторами» выступили 44 школьника. В прошлом году было более 60 участников. Впрочем, уменьшение числа участников вовсе не связано с карантином: это тенденция последних лет, и причина в том, что в большинстве школ ныне не преподают историю и культуру Петербурга.

- По пальцам можно перечесть учебные заведения, где этот предмет еще остается. Система краеведческого образования, которая существовала еще десять лет назад, сегодня, к сожалению, утрачена, - сетует методист Дворца творчества юных куратор олимпиады Ирина Васильева. - Но зато тем школьникам, кто выходит на региональный уровень, действительно интересно то, чем они занимаются.

Особенно радует, когда ребята, работая с архивными материалами, становятся первооткрывателями. Так, Анастасия Илларионова из клуба «Петрополь» изучила биографию астронома, математика, геодезиста Федора Витрама. Заинтересовалась им, когда побывала в Пулковской обсерватории, где когда-то работал ученый, и выяснила, что ему посвящены лишь разрозненные краткие статьи и заметки.

Четыре работы юных исследователей клуба «Петрополь» были посвящены спасению ленинградских детей в период войны и блокады.

«Неизвестный комиссар» - так назвала свою работу Анастасия Алексеенкова. Школа, в которой она учится, расположена на улице Комиссара Смирнова. А чем он знаменит? Поскольку в литературе постоянно приходится сталкиваться с самыми различными версиями биографии героя, павшего на Пулковских высотах, юная исследовательница обратилась к архивам. Выяснилось, что отчество Смирнова - Алексеевич, войну он встретил в должности секретаря райкома партии, а не комсомола. В источниках упоминались разные даты его гибели, и Анастасии удалось убедительно доказать, что он погиб 23 сентября 1941 года.

Александра Клюбина посвятила свою работу строительству в 1943 году на подступах к Ленинграду оборонительной линии «Ижора» и выяснила, что сохранилось от нее до наших дней. Оказалось, что целы 36 объектов, в трех из них действуют «народные музеи». Она составила интерактивную карту «Ижоры», которая размещена теперь на сайте школы № 332 Невского района.

Традиционно юные краеведы занимаются изучением биографий ученых, врачей, педагогов. Не менее популярно обращение к семейной истории. Олеся Гун подготовила работу о своем прапрадеде - петербургском архитекторе и директоре Петергофской гранильной фабрики Андрее Леонтьевиче Гуне. Даниил Басукинский рассмотрел судьбу экспоната из музея школы № 50 Петроградского района - дневника учащегося под названием «Товарищ». Исследование поведало об особенностях обучения в дореволюционном Петербурге, особенностях орфографии и многих других нюансах.

Накануне Дня города фамилии победителей появились на интернет-сайте Дворца творчества юных. Там же названы лауреаты специальных дипломов за особое мнение и за сохранение памяти о Великой Отечественной войне, присужденных газетой «Санкт-Петербургские ведомости». Лучшие исследования можно увидеть на сайте газеты.

#краеведение #олимпиада #школьники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 089 (6687) от 27.05.2020 под заголовком «Краеведение в формате времени».


Комментарии