Реформа за реформой. Александр Ходосок о системе уборки Петербурга
«СПб ведомости» продолжают совместный проект с Законодательным собранием Петербурга, рассказывающий о работе постоянных комиссий и комитетов городского парламента. В нынешнем году в городе уже стартовали две реформы — мусорная и транспортная. А теперь анонсирована и трансформация системы уборки. Об этом и не только в интервью нашей газете рассказал председатель комиссии по городскому хозяйству и созданию комфортной городской среды ЗакСа Александр ХОДОСОК.

ФОТО предоставлено пресс-службой Законодательного собрания Санкт-Петербурга
— Александр Владимирович, что именно входит в сферу интересов комиссии?
— Наша комиссия занимается вопросами городского хозяйства, связанными с жилищно-коммунальным сектором, то есть водоснабжением и водоотведением, теплоснабжением, энергетикой, твердыми коммунальными отходами, благоустройством и санитарной очисткой территорий.
В целом городское хозяйство включает в себя многие сферы городской жизни, поэтому было принято решение о создании двух комиссий вместо одной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам. Такое распределение по тематическим блокам позволяет глубже погружаться в изучение вопросов и эффективнее прорабатывать их. Причем оно сокращает время для принятия решений, то есть повышается оперативность в работе.
— С 1 июля у нас вновь повышаются тарифы на коммунальные услуги. Насколько они адекватны реальности? Ведь даже специалисты точно не могут объяснить природу роста этих тарифов…
— Напротив, все довольно прозрачно. О тарифах и механизме их повышения подробно рассказывает «Вестник комитета по тарифам Санкт-Петербурга», размещенный на сайте этого комитета. Он выходит ежеквартально и содержит актуальную информацию о принимаемых решениях в области государственного регулирования тарифов и особенностях работы жилищно-коммунального комплекса города. К тому же при комитете работает горячая линия.
Город и в нынешнем году продолжает сдерживать рост тарифов: с 1 июля 2022‑го суммарное увеличение стоимости коммунальных услуг в квитанции составит в среднем 3,5 %, что на 2,8 % ниже утвержденного российским правительством предельного индекса для нашего города.
— Хотя тарифы растут ежегодно, состояние петербургского ЖКХ все еще вызывает недовольство горожан, особенно когда на улицах начинают бить «гейзеры». Согласно последним данным, износ труб в Северной столице составляет от 40 до 80 %, в замене нуждается до 40 % теплосетей, прослуживших свыше четверти века.
— Замечу, что аварии бывают во всех странах, а у нас надо еще учитывать огромные размеры мегаполиса. По информации комитета по энергетике, на сегодняшний день требуется свыше 200 млрд рублей на замену всех трубопроводов. И это невозможно сделать одномоментно. Придется весь город перекопать, что небезопасно и грозит коммунальной катастрофой. Все делается поэтапно, ключевое слово — «делается». И ГУП «ТЭК» и «Теплосетью», пусть и меньшими темпами. Например, только что реконструкция тепломагистрали на Индустриальном проспекте завершена ГУП «ТЭК» на год раньше срока. Законодательно этот процесс не отрегулировать, мол, делайте столько‑то километров в год. Это функция исполнительной власти, и это зависит от состояния экономики наших монополистов.
— Ежегодные отключения горячей воды когда‑нибудь уйдут в историю?
— Нет. Любая система требует обслуживания, согласитесь. Срок эксплуатации системы горячего водоснабжения — 350 суток в год. Трубы для горячей воды подвергаются коррозии и начинают протекать. Водоснабжение напрямую связано с отопительной системой, которая тоже нуждается в ежегодной профилактике и ремонте. Поэтому отключения происходят именно летом. Сроки отключения тем не менее сокращаются, в том числе благодаря замене металлических труб на пластиковые.
— Для чего нужно приватизировать ГУП «ТЭК СПб»? Как отразится это на тарифах за отопление? И почему весь порядок приватизации таких градообразующих предприятий ЗакС передал на усмотрение исполнительной власти?
— Начну с последнего вопроса. Это и прежде было полномочием правительства в лице комитета по энергетике, но теперь оно уточнено в контексте нынешних экономических реалий и федерального законодательства. Что же касается акционирования ГУП «ТЭК», то просто изменится организационно-правовая форма — оно станет акционерным обществом под контролем города. Это положительно скажется на оперативности принятия решений и позволит предприятию брать кредиты в банках для выполнения своей инвестиционной программы, что улучшит инфраструктуру теплоснабжения Петербурга. Акционирование не приведет к ухудшению качества услуг и росту тарифов, тем более что никто не отменял депутатский контроль.
— В Петербурге большая проблема с ливневой системой, из‑за чего любой большой дождь, а он у нас не редкость, превращает улицы в водные пространства. Думают ли городские власти над изменением ситуации с ливневкой?
— Это зона ответственности ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Предприятие работает по программе модернизации ливневой канализации, разработанной по поручению городского правительства в 2019 году. В программу включены 17 наиболее проблемных участков, работы на многих уже либо завершены, либо близятся к концу, например, на пересечении улицы Ушинского и проспекта Просвещения. Это сложные работы, особенно если ливневка находится непосредственно под дорогами и тротуарами. В центре города ситуация еще сложнее — там непростая архитектура и инженерия. Пока мы не заслушивали на комиссии руководство «Водоканала», поскольку комиссия создана лишь два месяца назад, но в перспективе это обязательно произойдет. А пока будем реагировать на обращения жителей.
— Мусорная реформа в начале года стартовала в нашем городе не без проблем. А ведь Петербург вошел в мусорную реформу практически последним из регионов России...
— Любая реформа сопряжена с определенными трудностями, но в этом случае затянулась процедура выбора регионального оператора для такого огромного города. Законодательное собрание оперативно отреагировало на ситуацию — по поручению председателя парламента Александра Бельского была создана «тепловая» карта, где можно было в режиме онлайн отслеживать ход вывоза контейнерных баков. Такая карта показала отрицательные стороны старта реформы, а также что ситуацию можно контролировать. И это подтолкнуло всех — и жителей города, и комитет по природопользованию, и регионального оператора — более оперативно реагировать на мусорные завалы. Карта работает до сих пор, но теперь на сайте комитета по природопользованию, создавшего совместно с комитетом по информатизации и связи карту контейнерных площадок.
В целом же это огромное хозяйство, требующее соответствующих затрат: в Петербурге оборот мусора составляет более полутора миллионов кубов в год. Нужно было поменять логистику, что оказалось непростой задачей. На сегодняшний день, соглашусь, есть очаговые нерешенные вопросы, например, имеются сложности с частным сектором. Нужно просто время. Результат будет.
— Экологические активисты говорят, что мусорная реформа затормозила идею раздельной сортировки мусора в Северной столице.
— Это не так. Финляндия шла к осознанной сортировке и утилизации мусора 20 лет. Мало сказать, что с завтрашнего дня мы приступаем к раздельному сбору мусора. Нужны контейнеры под стекло, бумагу, пластик и пищевые продукты. Надо менталитет граждан поменять — раздельный сбор мусора начинается в квартире. Дальше по цепочке возникают заводы по переработке отходов — их надо построить. Предполагается, что совместными усилиями с Ленобластью в 2024 году появится пять таких заводов. А что не подлежит переработке, должно как‑то грамотно утилизироваться. Важный момент — все это заработает только в кооперации с Ленинградской областью, куда свозится значительная часть нашего мусора.
А раздельный сбор мусора по трем фракциям стартует в городе, по информации комитета по природопользованию, уже в сентябре.
— Еще одна до сих пор не забытая петербуржцами зимняя история — это плохая уборка снега. Ваша комиссия провела депутатские слушания на тему «О совершенствовании системы уборки земель общего пользования и иных внутриквартальных территорий Санкт-Петербурга». Вас устроила предложенная Смольным новая схема уборки земель общего пользования? Почему виноватыми стали муниципалитеты?
— Речь идет не о работе муниципалов, а о реформировании системы уборки внутриквартальных территорий в масштабах всего города независимо от того, занимались этим органы местного самоуправления или нет. Предложенная Смольным в лице жилищного комитета модель уборки города выглядит вполне логично с точки зрения оптимизации управленческих решений и наведения порядка с уборкой.
На заседании 1 июня ЗакСу уже был представлен законопроект о передаче полномочий по уборке внутриквартальных территорий жилищному комитету Смольного. В каждом районе жилищные агентства станут бюджетными организациями, подконтрольными не только городскому профильному комитету, но и районным администрациям. Так что предлагается выстроить четкую вертикаль управления по уборке внутриквартальных территорий, располагающую достаточным количеством техники и сотрудников. По сути, предложено использовать опыт Москвы, где осуществляется прямое бюджетное финансирование, а непосредственным исполнением функций по уборке и санитарному содержанию территорий занимаются государственные учреждения. Так как конкурсные процедуры не планируются, это позволит городу сэкономить. Кроме того, необходимо наделить контрольными полномочиями и органы местного самоуправления в районах — как самую близкую к жителям города власть, способную быстро реагировать и таким образом влиять на процесс уборки.
Надеюсь, реформа достигнет намеченного результата, но задача предстоит очень сложная. Жилищный комитет создает специальную информационную систему, позволяющую в режиме онлайн следить за процессом, и члены нашей комиссии используют этот ресурс для контроля за ходом реформы. Что касается действующего законодательства, то оно не претерпит особых изменений, как и в случае с мусорной или транспортной реформой.
— В 2018 году приоритет развития комфортной городской среды был закреплен в национальном проекте «Жилье и городская среда». Я хочу о мелочах спросить. Совсем плохо у нас с урнами на улицах, особенно это печально наблюдать в центре города. Урны так дорого стоят? Также у нас мало скамеек даже в парках и скверах…
— Соглашусь, проблема имеется. Но, скорее всего, дело не в стоимости урн, а в нехватке рабочих рук для их очистки. В правилах благоустройства до деталей все не прописать, нужна инициатива отвечающих за это структур и местных администраций.
А ситуацию со скамейками, относящимися к элементам благоустройства, думаю, стоит обсудить на одном из заседаний нашей комиссии.
— Своеобразной визитной карточкой города можно назвать и станции метро. Чаще всего территории вокруг давно утратили асфальт, да и расположенные поблизости разнокалиберные киоски не радуют взор. Возможно, городу нужна специальная программа по территориям у станций метрополитена?
— Возможно. Но правительство города уже на это обратило внимание, и земельные участки у станций метрополитена начинают благоустраиваться. Процесс может тормозить сложный имущественно-правовой статус земель возле метро, сложившийся много лет назад. Часть их относится непосредственно к метрополитену, часть к комитету по благоустройству, часть — к местной администрации… И есть очень много так называемых третьих лиц, имеющих права на отдельные участки. Конечно, и третьи лица можно привлечь к процессу благоустройства. Однако надо понимать, что эти территории не для досуга и торговли, а для решения транспортных задач.
— Недавно ЗакС утвердил расширение границ города за счет трех намывных территорий. Однако жители Василеостровского района недовольны так называемыми намывами. Нужно ли запретить в городе подобную практику?
— Эти три участка были определены еще генпланом 2005 года. Время идет, развитие города неизбежно. Он расширяется в сторону Ленинградской области или может увеличиваться с помощью намывных территорий. Но во втором случае возможны риски в отдаленной перспективе: потепление климата при повышении уровня Мирового океана может изменить зоны затопления в городе. И позиция Законодательного собрания Петербурга, и моя личная — дальнейшие намывы городу не нужны.
— А каковы планы вашей комиссии на ближайшие месяцы?
— В ходе осенней сессии мы обсудим, что же получилось с мусорной реформой, а также готовность Петербурга к новой модели уборки. Самое главное — слышать жителей города и принимать участие в реализации адресных программ профильных комитетов, с которыми мы взаимодействуем. Кроме того, в планах подготовка предложений по корректировке действующего законодательства для повышения комфортности городской среды.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (7187) от 10.06.2022 под заголовком «Реформа за реформой».
Комментарии