Раздельный сбор идей и планов. Что думают специалисты о проблеме мусора в Петербурге?

Петербург взял «мусорный» тайм-аут. Отложил начало работы единого оператора, который, как гласит закон, должен рулить всем процессом: от вывоза мусора со дворов до его переработки. Комитет по благоустройству, который отвечает за эту реформу, переделывает (говорят, корректирует) территориальную схему передвижения отходов (кто, куда и сколько везет; кто, как и сколько перерабатывает). Когда эта работа завершится, город по новой будет организовывать конкурс и выбирать единого мусорного оператора. Комитет планирует управиться в течение текущего года. Однако многие наблюдатели сомневаются в том, что реформу удастся запустить так быстро. Да и закон дает городу право отложить переход до 2023 года. Какое именно решение примет Смольный, пока неясно. А между тем в Петербурге созданы сразу несколько комиссий, комитетов, рабочих групп, в задачу которых входит постичь глубину проблемы и выработать свои предложения: комиссии с участием депутатов ЗакСа, группы при предприятиях-перевозчиках, ассоциациях собственников жилья, комитетах... Одну комиссию, которая создана по решению Смольного, а потому считается главной, возглавил академик РАН председатель совета директоров НПК «Механобр-техника» Леонид Вайсберг. Руководить рабочей группой, созданной при Общественном совете по ЖКХ, поручили Анатолию Голову - сопредседателю Общества по защите прав потребителей. Все заседают. А вот совместная работа групп и комиссий, увы, не складывается. Общественники уверены, что у каждого профессионала свой камень за пазухой. А профессионалы разуверились в возможности что-либо объяснить общественникам. При этом и сами общественники не всегда понимают друг друга. В общем - полный раздрай в головах и планах. Тем не менее многие выступления и мнения, прозвучавшие на недавних совещаниях-заседаниях, очевидно, были бы интересны читателям, которые хотят составить собственное мнение о настоящем и будущем городского мусора.

Раздельный сбор идей и планов. Что думают специалисты о проблеме мусора в Петербурге? | РИСУНОК Владимира ИВАНОВА

РИСУНОК Владимира ИВАНОВА

Валерий САПОЖНИКОВ, зам. главы жилищного комитета

- В октябре прошлого года вышло постановление правительства РФ о требованиях к территориальной схеме обращения отходов. В ней нужно, во-первых, указать все классы отходов (и медицинские, и строительные, и бытовые...); во-вторых, адреса, где их можно размещать (на территории города, области или еще где-то); в-третьих, определить плечо перевозки; в-четвертых, из всех этих данных вывести тариф. Если расстояние будет слишком большим, а тариф не позволит оплачивать вывоз, то перевозчики уйдут. Предприятия ведь не могут работать себе в убыток. А если город сейчас скажет, что населению необходимо платить за вывоз и переработку мусора вдвое больше, то нетрудно предугадать, какой будет его реакция...

Со своей стороны, мы сейчас завершаем перепись мусорных площадок в жилищном фонде. Я прошу управляющие компании: если не знаете, чья именно площадка, так и пишите, а не выдумывайте. Даже неполный анализ уже показал, что свои отдельные площадки имеют только крупные торговые сети. Остальной бизнес - маленькие магазины, парикмахерские, офисы - пользуются контейнерами жилфонда.

Комитет по тарифам создал аналитическую группу, члены которой ходят по площадкам, делают замеры, определяя, кто какое количество мусора производит. Как наладить учет, как высчитать норматив? Задачи нелегкие. Скажем, для кафе: считать с посетителя или со столика?

Та же задача еще не решена и для жилфонда. Кто производит мусор: человек или квадратный метр? Пока у нас - метр. Должен быть - человек. Но многие считают, что количество людей в жилище отследить практически невозможно, а потому норматив на человека не годится... Пример из практики Фрунзенского района: огромный жилой комплекс «София»: проживают 12 - 15 тысяч человек, зарегистрированы 900. По этому количеству и оплата. А накапливают-то мусор все, кто там живет!

Наша задача сейчас объединить усилия и помочь комитету по благоустройству ответить на все эти сложнейшие вопросы.

Надежда МИХАЙЛОВА, главный технолог НПК «Механобр-техника»

- Все знают, что полигоны - зло. Но что именно происходит на полигонах?

Каждая тонна необезвреженных отходов образует 200 - 300 кубометров метана и других дурно пахнущих газов типа меркаптана и сероводорода, 87 литров фильтрата - ядовитой жидкости, которая содержит тяжелые металлы, биологические загрязнители. Фильтрат проникает в грунтовые воды. Кроме того, происходит тепловое загрязнение. Температура в недрах полигона может достигать 80 градусов. Пожароопасность - очень серьезный вопрос.

Безопасное обращение отходов, по ныне действующему законодательству, предполагает обработку, обезвреживание и утилизацию. Под обработкой закон понимает сортировку, извлечение вторсырья, прессование. Обезвреживание - биологическое или термическое воздействие, одним из видов которого является сжигание. В результате получается компост, биогаз, топливо и электроэнергия. Далее утилизация - это использование отобранного вторсырья и продуктов обезвреживания.

Нужно понимать, что компост из смешанных биоотходов нельзя применять в сельскохозяйственных целях. Это технический грунт, который можно использовать для рекультивации тех же полигонов. Исследования показали, что, если мы будем укрывать полигоны слоем такого компоста в 90 - 100 см, это поможет улавливать до 85% биогаза. Поскольку полигонов в регионе множество и все они нуждаются в рекультивации, этот способ утилизации, похоже, можно назвать перспективным.

Хотя с биогазом тоже непросто. Он в разы дороже природного и его реализация на рынке без господдержки нереальна. Топливо же из мусора (профессиональное название RDF - Refuse Derived Fuel) может быть использовано в цементной промышленности, где условия горения исключают какой бы то ни было вред окружающей среде.

Итого: то, что можно утилизовать, - утилизируем, возвращаем в цикл использования, а что нельзя - обезвреживаем и захораниваем на полигонах. Такова система, предусмотренная в законодательстве. И в Петербурге она не действует. 80% отходов у нас направляются прямо на полигоны, минуя стадию переработки.

Городская мусорная инфраструктура ныне состоит из одного завода по механизированной переработке бытовых отходов (МПБО), разделенного на две площадки. МПБО-I в Горелове построен еще в 70-е годы и МПБО-II в Янине - в 90-е. Оба - в прошлом веке, и оба нуждаются в капремонте. Заводы принимают по 180 тысяч тонн отходов в год. При этом на МПБО-I вторсырье не извлекают. Здесь происходит только обезвреживание механо-биологическим способом в барабанах и компостирование.

На МПБО-II сортируют, измельчают вторсырье и производят механо-биологическое обезвреживание. Реальная мощность сортировки здесь составляет 75 тысяч тонн в год (23 тонны в час), а объем извлекаемого вторсырья не превышает 8% общей массы.

Есть еще сортировка «Спецтранса-1» на Старообрядческой улице. Ее проектная мощность 90 тысяч тонн в год. Сколько в реальности отходов сортируется, сказать не берусь.

И еще маленькая сортировочка ООО «ТЭК» на Волхонке мощностью 20 тысяч тонн в год.

Больше никаких объектов, где производились бы обработка и обезвреживание, сегодня в городе нет. Стоит подчеркнуть, что, по данным 2016 года (более поздние отсутствуют), в Петербурге образуется 1,7 миллиона тонн твердых коммунальных отходов (ТКО) в год. И 80 процентов этой массы захоранивают на полигонах без всякой обработки.

Анатолий ЯЗЕВ, генеральный директор «Автопарка № 1 «Спецтранс»

- Мы организовали производство четырех видов топлива из отходов: щепа, кокс, брикет и RDF. Есть предприятия, технологически и экономически готовые к сжиганию мусорного топлива. К примеру, три котельные в Лужском районе. Однако пока они работают на щепе, так как многие граждане протестуют против сжигания мусора. Как только протестные настроения схлынут, предприятия перейдут на RDF.

Должен сказать, что протестующие граждане далеко не всегда объективны. Без сжигания никакая сортировка не поможет управиться с мусором. Я занимался раздельным сбором - опыт имеется. Возможно, нам удастся путем серьезных затрат и привлечения ручного труда довести объем извлеченных полезных фракций до 33%. При этом пока никто не просчитал, целесообразно ли это. К тому же стоит в отобранной массе появиться хоть 2 - 3% чужеродной фракции, как все летит к чертям.

Так что я за механизированную сепарацию, которая сейчас уже позволяет разделять мусор и по морфологическому составу, и по цвету, и по геометрии... А то, что не отделяется, - сжигать. Главное, чтобы в печь не попало то, что может загрязнять окружающую среду.

Сейчас мы на своей линии извлекаем из мусора стекло (примерно 6%), потом пропускаем через воздушный сепаратор: мелкие фракции идут в RDF, потом сушим, отбираем песок и камни, потом еще раз сушим и получаем брикеты. И на каждом шагу смотрим, нет ли там батареек. Одна батарейка попадет - вся партия брикетов пропадает.

Должен также сказать, что сейчас в Петербурге главное - это реконструкция двух заводов МБПО. Все остальные задачи, споры, решения - потом.

Теему ЛЕХИКОЙНЕН, советник по окружающей среде агентства регионального управления Южной Финляндии

- В нашем регионе у каждого дома имеются отдельные баки для смешанного мусора и для биоотходов. И есть в микрорайонах специальные площадки для сбора стекла, пластика, бумаги, картона. Разделять свой мусор на фракции - обязанность жителей. Таково законодательство Финляндии. Собственники платят только за вывоз смешанного мусора. Так что, чем больше ты сортируешь мусор и выносишь его на спецплощадку, тем реже приезжает машина за смешанным мусором и, следовательно, тем меньше ты платишь.

Одновременно законодательство Финляндии обязывает всех производителей всех товаров обеспечивать их последующую утилизацию. И, пожалуй, это главное обстоятельство, позволяющее успешно решать «мусорный» вопрос, и условие, которое позволяет достаточно эффективно работать системе оборота вторсырья. Сдать пластиковую посуду можно в любом супермаркете, получив за это скидку. То есть в стоимости товара содержится стоимость упаковки, которую можно вернуть при сдаче этой упаковки.

Особая задача - сбор и переработка опасных отходов. Такие отходы можно оставить в специально отведенных местах, и принимают их бесплатно.

Все это общенациональные правила. В то же время регионы и сами вправе решать, что для них будет лучше. Так, в каждой области Финляндии есть центральная организация, которая занимается мусоропереработкой. Именно она проводит тендеры на передачу субподряда по отдельным территориям и заключает договоры с субподрядчиками, которые выиграли этот тендер. Тендер открыт для всех.

Мы у себя в Южной Финляндии стремимся из биоотходов делать газовое топливо. Смешанный мусор сжигаем на мусоросжигательных заводах, которые за счет этого производят тепловую энергию.

Наша система мусоросжигания молода. Большинство заводов построены в последние два года. Главная цель этих заводов - производство электроэнергии и тепла. В Финляндии существует всеобщее одобрение строительства заводов, использующих мусор для производства энергии.

Татьяна НАГОРСКАЯ, председатель правления
ассоциации «РазДельный Сбор»

- Наши акции показывают, что многие горожане уже давно готовы ответственно подходить к решению «мусорного» вопроса.

Проблема в другом. Мало научить не перемешивать мусор. В первую очередь необходимо предоставить возможность не делать этого. Если ее нет, то разговоры о цивилизованном подходе к отходам бесполезны. При разумном подходе внедрение системы займет не более двух-трех лет.

Важно рассказывать людям, что происходит со вторсырьем, которое они положили в специальные контейнеры, куда его отправили и что из него делают.

Необходимо понять, что если вы наладили в своем дворе систему раздельного накопления ТКО, то отправлять их на общие полигоны невыгодно. За вывоз и захоронение управляющая компания обязана платить. А вот если у вас в контейнерах вторсырье, то его забирают за счет перерабатывающих компаний. В этом случае отправлять отходы на свалку просто глупо.

К сожалению, нынешнее законодательство - как федеральное, так и региональное - не способствует тому, чтобы раздельный сбор был в приоритете. Поэтому инструментов для внедрения этой системы очень мало. Я не говорю уже о том, что подобный подход не в интересах регионального оператора, на которого будет замкнута утилизация ТКО. Его доходы будут зависеть от объема вывоза смешанных отходов: больше мусора - больше денег. А потому сокращения объема таких отходов за счет раздельного сбора будет ему невыгодно.

Сейчас мы, по сути, закладываем мину замедленного действия. Региональный оператор будет выбран на целых десять лет. И в течение этих лет он будет стараться не допустить внедрения раздельного сбора, невзирая на интересы производителей, готовых забирать отходы на переработку, и населения.

От редакции

Каждый со своим мнением, своей системой координат и набором доводов. И пока еще никто четко не сформулировал: от какой печки надлежит плясать городу, планируя «мусорную» реформу? Должен ли Петербург сосредоточиться на строительстве новых мощностей для переработки мусора? И на какой объем должны быть рассчитаны эти мощности? Или мы для начала определим, сколько полезных фракций можно выбрать из городских отходов, а затем уже спланируем строительство завода, на который пойдут не выбранные остатки? И вообще сколько заводов нужно городу: один огромный или несколько мелких? И во что обойдется горожанам эта реформа?

Все заседают-спорят кто во что горазд. Вопросов все больше, а ответов нет.

Читайте также о том, что проблему утилизации отходов обсудили на ПМЭФ.

#мусор #свалки #экология

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6457) от 11.06.2019 под заголовком «Раздельный сбор идей и планов».


Комментарии