Прощание Усть-Славянки. На месте старинной деревни вырастут многоэтажки

Городские многоэтажки все активнее вытесняют последние постройки старинной деревни на берегу Невы. На днях снесли кирпичное здание бывшей пожарной части и два сельских дома, которым по полтора века. Жители остальных в буквальном смысле сидят на чемоданах: им надо съехать в течение ближайших нескольких месяцев. В другие места. Навсегда.

Прощание Усть-Славянки. На месте старинной деревни вырастут многоэтажки | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Нынче в Усть-Славянке как будто Мамай прошел!.. На местах снесенных домов копошатся какие-то люди. Чего-то высматривают, выискивают. Кто-то приходит забрать на дачу старые кирпичи, кто-то пытается найти раритеты прошлого... Некоторые даже приходят с металлоискателями «прощупать» брошенную землю: а вдруг в лихую пору зажиточные крестьяне закопали здесь свое золотишко - до лучших времен? Правда, пока кроме мелких монет царского времени никаких находок не было...

Казалось бы, дело совершенно обычное и естественное: город растет, наступает на бывшие пригороды. Так было во все времена жизни Петербурга, да и, наверное, любого другого города. И все равно очень больно смотреть, как на наших глазах уходит в прошлое привычный облик старинных предместий. А для людей, живших здесь многие десятилетия, это печально вдвойне.

«Освоением» этой самой отдаленной территории Невского района застройщик занимается уже больше десяти лет. В результате от некогда большой деревни Усть-Славянка уцелел маленький кусочек Славянской улицы, идущей вдоль Невы. Теперь пришел и его черед.

Весь прошлый год к здешним жителям приходили представители компании, договаривались об условиях расселения. После Нового года процесс активизировался: сроки поджимают. Здесь будут очередные кварталы нового микрорайона.

За сотку земли застройщик предлагает хозяевам от двух миллионов рублей. Условия, прямо сказать, весьма неплохие. Ведь у каждого здесь - от шести соток. Так что в принципе пространство для маневра есть.

Под нож бульдозера попал и самый крайний ныне дом Усть-Славянки, в котором живет старожил Владимир Красильников, хранитель музея кирпича. Еще совсем недавно он устраивал для всех окрестных жителей Масленицу на берегу Невы, а спустя несколько недель сообщил на своей страничке в соцсетях: «Дорогие друзья! Думаю, что этот год будет для меня последним на родине. Придется переезжать. Встает вопрос - куда, а также куда девать музей?!».


ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Про этот общественный музей (денег за его посещение Владимир Красильников принципиально не берет) наша газета рассказывала осенью позапрошлого года. Тогда Владимир Николаевич надеялся, что застройка все-таки обойдет здешние дома стороной. Не обошла. Думал перебраться в соседнюю Усть-Ижору, но не получилось: слишком дорого. Пришлось выбрать домик чуть подальше - в Тосненском районе. Переехать и перевезти музей Красильников должен до августа. Так что, кто не был, поспешите увидеть экспозицию, пока еще есть возможность...

- Дамоклов меч был занесен над нашей деревней еще в 1980-х годах, когда новостройки пришли в соседнее Рыбацкое, на другой берег реки Славянки. Нам дали «передышку», но уже тогда многие уезжали, потому что дома приходили в негодность. Теперь город переправился через речку и пришел к нам, - говорит Владимир Красильников.

Здесь каждый дом, как в любой деревне, имеет свое имя - как правило, по фамилии первых владельцев. Быковых, Стрекаловых, Бароновых, Елкиных...

Семья Филюриных должна покинуть свое жилище через два месяца. Их двухэтажный бревенчатый дом 1876 года постройки.

- Если бы не это расселение, никуда бы отсюда не уехали, - говорит Елена Филюрина, вместе с мужем они занимают треть дома. - Мы делали ремонт, поднимали фундамент, приводили постройку в порядок вовсе не для того, чтобы все бросить. Дом крепкий, уютный, теплый. А главное - родовой, хранит память нашей семьи. До боли жалко все это бросать...


ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Елена раскладывает на столе старинные фотографии.

- Это бабушка и ее сестры, снимок начала ХХ века, - показывает она. - Дедушка владел чайной напротив... С тех времен в доме сохранялась старинная мебель. Она большая, громоздкая, поэтому в новую квартиру никак не помещается. Пришлось с ней расстаться. Как только выставила объявление в Интернете - покупатели нашлись сразу же. Раздвижной стол, которому больше ста лет, забрала творческая девушка с Васильевского острова. А комод отправился в Сургут: его новый владелец, художник, давно уже коллекционирует старинную мебель.

Теоретически, наверное, можно было бы вписать кусочек деревенской улицы в новый район, чтобы сохранить хоть какую-то память об облике этих мест. Хотя бы бывшую пожарку. Дом каменный, двухэтажный. Его начали сносить в прошлые выходные. В начале XX века в нем размещалась коробочная фабрика, затем - пожарная команда. Потом внизу был продовольственный магазин, а на втором этаже жилье...

- Зачем было этот дом ломать? Он крепкий, прочный. В нем можно было бы такой замечательный музей истории Усть-Славянки сделать! - сокрушается Владимир Красильников.

Но коммерческий подход подразумевает совсем другое отношение к застраиваемой территории. Застройщику нужна вся земля без остатка. Даже та компания, что сносит старые дома, максимально извлекает прибыль. На руинах домов рабочие отбирают неповрежденные старинные кирпичи: они потом идут на продажу, поскольку аутентичный кирпич нередко требуется при реставрации.

Так что деревня Усть-Славянка исчезает на наших глазах практически бесследно. Напоминанием о ней останется название Славянской улицы, которая появится в новом жилом массиве. В отличие от нынешней одноименной улицы, которая исчезнет, та пройдет в нескольких сотнях метров от Невы.

#застройка #старинные здания #жилье

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (6899) от 08.04.2021 под заголовком «Прощание Усть-Славянки».


Комментарии