Прощание с автоматом. С улиц Петербурга исчезнут все таксофоны

На углу Невского и Владимирского проспектов 1 июня пропал телефон-автомат, или, как его называли в последние годы, таксофон. Он стал первым, но не последним из числа демонтируемых. До конца года «Ростелеком» – единственный оператор, предоставляющий универсальные услуги связи (УУС) в России, – уберет с петербургских улиц все действовавшие до сих пор 399 таксофонов. На те, что еще не демонтированы, рассчитывать не стоит: они уже отключены от сети.

Прощание с автоматом. С улиц Петербурга исчезнут все таксофоны | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Небольшой опрос знакомых, коллег и соседей, приходилось ли им пользоваться уличными телефонами, дал на удивление однотипные ответы, коротко переформулировав которые, мы получим: «Нет, не пользовались. А что, можно было?».

Можно. Было. Причем с ноября 2019-го все уличные телефоны были абсолютно бесплатными для пользователей, включая внутризоновые и междугородные звонки на мобильные номера российских операторов связи. На «Яндекс.Картах» отображались точные адреса установки всех 148 тысяч отечественных таксофонов, способных принимать входящие вызовы. Только вот немногие горожане об этом знали или хотя бы задумывались – мобильники напрочь вытеснили из нашей жизни этот вид общественной связи.

Впрочем, в конце прошлого года «Ростелеком» попытался оптимистично подсветить проект УУС пресс-релизом, утверждающим, что «количество и общая продолжительность звонков с таксофонов в России в 2020 году продолжают увеличиваться». Оператор связал это главным образом с пандемией и ростом обеспокоенности людей здоровьем родных и близких – как в своем регионе, так и за его пределами. «Чем стремительнее распространялась эпидемия коронавируса, тем больше было звонков в экстренные оперативные службы, – говорилось в сообщении. – По сравнению с февралем 2020 года на пике продолжительность звонков в экстренные оперативные службы выросла в 2,1 раза, а общий трафик местных, внутризоновых и междугородных телефонных соединений с таксофонов универсальной услуги за январь – октябрь прошлого года увеличился в 2,6 раза». Десятикратно выросла и продолжительность звонков с таксофонов на мобильные телефоны домашнего региона и междугородные номера, сообщал оператор. При этом значительную часть трафика с таксофонов составляли звонки в экстренные оперативные службы – скорая помощь, полиция, противопожарная служба, антитеррор...

Таким образом в своем релизе оператор подчеркивал социальную роль 148 тысяч таксофонов УУС, установленных в 131 тыс. населенных пунктов страны (в том числе в 118 тыс. поселков, сел и деревень с населением менее 500 человек).

До прошлого года универсальная услуга связи предполагала установку таксофонов во всех населенных пунктах страны, а также точек доступа Wi-Fi в поселках с населением 250 – 500 чел.

В апреле 2021-го в перечень услуг включили сотовую связь, но исключили пункты коллективного доступа в Интернет, а также расширили географию УУС. Если ранее «Ростелеком» был обязан обеспечивать связь в населенных пунктах от 250 человек, то сейчас эта планка снижена до сотни жителей.

И вот новость последних дней: до конца текущего года оператор выведет из эксплуатации все таксофоны в населенных пунктах с численностью жителей более тысячи человек. В деревнях, где меньше тысячи обитателей, их тоже выведут в случае, если таксофоннный трафик в минувшем году составлял менее одной минуты в месяц. Вместо ликвидированных таксофонов уже в 2021-м установят базовые станции для обеспечения доступа местных пользователей к Сети.

Это будет сделано в рамках второго этапа проекта устранения цифрового неравенства (УЦН) и строительства на селе базовых станций мобильной связи, к реализации которого оператор УУС «Ростелеком» при участии Tele2 приступил в апреле. Проект УЦН 2.0 включает организацию сетей LTE в малых населенных пунктах (от 100 до 500 человек). До конца нынешнего года высокоскоростной Интернет появится в 1,2 тыс. российских поселков, сел и деревень.

Оборудование останется на балансе у «Ростелекома», но эксплуатировать его будет «Т2 РТК Холдинг» (Tele2). Всего же до 2030 года мобильная связь станет доступна более чем в 24 тыс. населенных пунктов страны. Чтобы этот этап стартовал, придется отказаться от эксплуатации таксофонов там, где они сейчас не востребованы, говорят в Министерстве цифрового развития, это позволит высвободить ресурсы для ускоренного строительства современных базовых станций по технологии 4G.

То есть, для того чтобы, условно говоря, школьники в деревнях перестали лазать на березы в процессе дистанционного обучения, города должны лишиться милого, но практически бессмысленного в наши дни предмета из прошлого – телефонного автомата.

О том, сколько таксофонов будет выведено из эксплуатации и какие средства при этом высвободятся, в Минцифре и «Ростелекоме» пока не говорят.

Можно только догадываться, что большие. С принятием закона «О связи» в 2003 году на УУС деньги собирались со всех операторов связи – по 1,2% выручки от основной деятельности. Начиная с 2014-го это было по 14 – 16 млрд рублей ежегодно. Какую часть из них «Ростелеком» направит теперь на строительство базовых станций и изменится ли принцип наполнения «УУС-фонда», пока неизвестно. И если судьба четырех сотен петербургских автоматов решена, то по части остальных 6,5 тыс. таксофонов, находящихся на территории Северо-Запада, ясности пока нет.

– Вопрос о реструктуризации всех таксофонов находится на стадии проработки, – прокомментировала пресс-служба Минцифры.

В ситуации, когда большая часть «рабочих» уличных телефонов в реальности работает всего по 10 – 20 минут в год, а стоимость минуты разговора с учетом расходов на установку, энергообеспечение и обслуживание аппарата выходит совсем немаленькая (по оценкам экспертов – от 400 рублей до 3,5 тысячи), эффективным проект УУС с таксофонами не назовешь. Но и отказываться от них в малых городах и поселках совсем тоже нельзя: это вопрос не только социального комфорта, но и безопасности. Они должны там быть на случай экстренных ситуаций, сбоев в работе сотовых операторов или энергетиков, говорят специалисты. Вот если в стране останется 15 – 20 тыс. таксофонов (по одному на деревню с сотней жителей и по одному на каждые 10 тысяч в городках), на их обслуживание оператору должно хватить и 1 – 1,5 млрд рублей.

В свое время телефоны-автоматы были необходимостью, ведь установить домашний телефон удавалось далеко не всем. Потом они стали доступны. А потом мир захватили сотовые, и очень многие граждане вовсе отказались от стационарных телефонов в квартирах.

Сегодняшних ребятишек глубоко озадачивает вид дискового телефона – они не понимают, как набирать номер, когда нет кнопок. И слова грустной подростковой песенки из 1990-х «Плачет девочка в автомате» им очень скоро уже будет не понять...

#город #связь #ростелеком #таксофон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6942) от 10.06.2021 под заголовком «Прощание с автоматом».


Комментарии