Придержи язык: экскурсия по Владимирскому собору в Петербурге
В понедельник Россия отметила День реставратора (1 июля 1945 года именно в Ленинграде были созданы специализированные мастерские). Накануне в городе завершилась неделя экскурсий для горожан, организованная Союзом реставраторов Петербурга и просветительской программой «Открытый город».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Любители петербургской истории смогли подняться на балюстраду Исаакиевского собора, посмотреть изнутри, как идет реставрация деревянной дачи Громова в Лопухинском саду. Корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» выбрали экскурсию по Владимирскому собору, которую провели Наталья Фомичева, позолотчик, художник-реставратор высшей категории, и Юрий Кирс, главный архитектор проекта реставрации Владимирского собора.
Здание было построено в 1761 - 1769 годах предположительно по проекту Христиана Кнобеля, ученика Растрелли. В начале XIX века они символически встретились: в верхний храм собора был перенесен иконостас из Аничкова дворца, созданный великим итальянцем. Они встали «спина к спине». Иконостас Растрелли обращен к народу, а существовавший иконостас повернут лицом к алтарю. В советские времена, когда собор был закрыт, оба иконостаса сохранились. Кирс, имеющий опыт работы резчиком на реставрации Екатерининского дворца в Царском Селе, трудится во Владимирском соборе с 1996 года. Когда начинали реставрацию, нашли записку: «1900-м году золотили мы иконостас Абрамовым с позолотчики: старший Алексей Петров Пелевин, Ярославской губернии Рыбинского уезду села Михаила Архангела, и Федор Богданов, Иван Кулаков. Вспомните про нас, кто будет перезолачивать. Мы хоть будем померши, помяните. Сделали мы добросовестно, очень хорошо. Писал записку я, Пелевин». «Абрамов» - фирма по производству сусального золота.
Кирсу доверили не только воссоздание деталей исторического иконостаса, но и проекты несохранившихся иконостасов боковых приделов. «Главное - «попасть» в Растрелли, в барокко, в ту эпоху», - говорит архитектор. Сейчас он работает над интерьером нижнего храма, центральный иконостас уже вырезан, два других пока находятся в чертежах.
Мастерская позолотчиков, где командует Фомичева, реставратор с полувековым стажем, также работавшая в Царском Селе, расположена на территории собора. Она начала рассказ со слов: «Мы используем только старые технологии». И показала, как пользоваться лампензелем (кисточкой из кончика беличьего хвоста) для нанесения на резьбу сусального золота, как «располировать» металл агатовой «лапкой» или зубом волка. У каждого мастера свой набор инструментов, передаваемых из поколения в поколение.
В финале экскурсанты вместе с Владимиром Кайчуком, старшим звонарем Владимирского собора, поднялись на колокольню, чтобы посмотреть на Петербург с высоты 42 метров. На нижнем ярусе находится школа звонарей, где вывешена рекомендация начинающим: «Звони шепотом. Придержи язык. Не беги впереди паровоза».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (6472) от 03.07.2019 под заголовком «Придержи язык».
Комментарии