Предвыборные программы партий обсудили в Доме журналиста

С какими программами и идеями выходят партии к людям в нынешней предвыборной кампании – эту тему обсудили эксперты в Доме журналиста на дискуссионной площадке, организованной Общественной палатой Санкт-Петербурга, региональным отделением Союза журналистов России совместно с Экспертным клубом Северной столицы.

Предвыборные программы партий обсудили в Доме журналиста | Фото: Wikimedia Commons / Xverbina / CC BY-SA 3.0

Фото: Wikimedia Commons / Xverbina / CC BY-SA 3.0

По словам главы совета Экспертного института социальных исследований Глеба Кузнецова, его разочаровало объединение одной парламентской партии с малыми партиями, потому что не оправдались надежды на интересную предвыборную программу и идейный креатив. Впрочем, Кузнецова не порадовали и программы многих других претендентов на место в Госдуме: они не смогли толком рассказать своему потенциальному избирателю, какие же идеи они собираются отстаивать в российском парламенте.

Как считает Глеб Кузнецов, есть некий парадокс с предвыборными программами – с одной стороны, их мало кто читает, а с другой – отсутствие программы вызывает недоверие избирателя. Отсюда и сложность в определении, насколько жепрограммные обещания влияют на людей во время голосования. Эксперт обратил внимание на то, что предвыборные программы российских партий, как и их коллег на Западе, обязательно содержат социальные вопросы и проблемы здравоохранения. О дальнейшем же развитии говорится в основном в контексте благоустройства. По поводу внешней политики сложился полный межпартийный консенсус – ничего не надо менять. В отличие от западных избирательных кампаний наши партии практически не обращаются к

проблеме изменения климата, хотя в России имеются две «зеленые» политические организации. Даже летние пожары лесов в Сибири и наводнения в Крыму и на Кубани не изменили ничего в предвыборной агитации. Как полагает эксперт, дело не в игнорировании экологической повестки, просто партийцы (или их политтехнологи) не умеют формулировать такую повестку дня.

Впрочем, и граждане у нас в массе своей не озабочены экологическим будущим планеты. Так что партии просто следуют в фарватере интересов своих избирателей. А что сейчас их волнует больше всего? Конечно, бедность и растущие цены, неудовлетворительное состояние так называемого бесплатного здравоохранения. Вот эти темы и раскручиваются в предвыборных обращениях к электорату.

По словам доктора политических наук профессора факультета международных отношений СПбГУ Натальи Ереминой, в таких странах, как Франция и Великобритания, партийные программы ориентируются именно на конкретную избирательную кампанию. Обычно они отличаются подходами к налоговой политике или системе здравоохранения, хотя с годами позиции во многом сближаются. Если партия не следует своей программе, она рискует потерять голоса избирателей на следующих выборах. Отсутствие в программах российских партий экологической повестки она объяснила тем, что в Европе или США работают многочисленные профильные организации, подпитывающие общественное мнение «зелеными» идеями. Например, на сентябрьских выборах в Германии партия «зеленых» уже всерьез борется за власть.

Как резюмировал первый заместитель председателя координационного совета по общественному контролю за голосованием Общественной палаты РФ, генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург» Александр Малькевич, многие программы кандидатов в нынешней избирательной кампании делаются для галочки, раз их обнародования требует закон, в них много текста, и избирателю нужно потрудиться, выискивая суть. По мнению Малькевича, представлять программы в наши дни надо более креативно в зависимости от аудитории, например, в виде слайдов, которые просто распространять в соцсетях для людей молодого и среднего возраста. А пока что вместо внятных партийных программ здесь появляются различные фейки.

Модератор дискуссии директор Института современного государственного развития, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Дмитрий Солонников обратил внимание на элементы явного популизма в большинстве партийных программ, что, впрочем, характерно и для западных стран. Несмотря на то что программы не все читают, а медиа их теперь не очень-то и разъясняют, подчеркнул эксперт, это все же работающий предвыборный механизм: партии и их кандидаты собирают в ходе кампании предложения избирателей, проводят социологические опросы.

#выборы #Дом журналиста #голосование #партия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7003) от 06.09.2021 под заголовком «Какого цвета повестка?».


Комментарии