Представители ведущих российских музеев и юристы встретились на конференции в Петербурге

Международная конференция «Правовое регулирование и защита интеллектуальных прав в деятельности государственных и частных музеев и галерей — Art Law-2023» состоялась в Петербурге. В ней приняли участие представители ведущих российских музеев и юристы, специализирующиеся на защите авторских прав и интеллектуальной собственности. Некоторые из них поделились подробностями с прессой.

Представители ведущих российских музеев и юристы встретились на конференции в Петербурге | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Активно обсуждались, как сообщила руководитель юридической службы Эрмитажа Марина Цыгулева, взаимоотношения музеев, с одной стороны, и художников и их наследников — с другой, когда речь идет об использовании изображений на музейных сувенирах и другой продукции. Даже если музей является собственником, например, картины, правом на использование ее изображения в течение 70 лет после смерти художника владеют наследники или специально созданные организации. Только они вправе давать или не давать соответствующее разрешение.

Как‑то Эрмитаж обратился в фонд Матисса в надежде получить возможность использовать изображение картины «Танец» для детского праздника. По сценарию, «Танец» должен был «оживать», двигаться, разделяться на фрагменты. «Все было задумано очень красиво, но нам отказали с такой формулировкой: «Анри Матисс был бы недоволен фрагментацией своего произведения», — рассказала Цыгулева и остановилась на других случаях, которые обсуждались на конференции. В частности, еще когда творчество Василия Кандинского находилось под 70‑летней охраной, Эрмитаж выпустил шарф по мотивам его «Композиции № 6», при этом только большой знаток творчества этого художника смог бы узнать эту картину в шарфе. Но в фонде Кандинского об этом узнали, и музею пришлось отказаться от продажи красивого сувенира.

Не так давно продюсер известной музыкальной группы предложил снять клип в интерьерах Эрмитажа. Был заключен договор о создании аудиовизуального произведения. А затем на основе этого клипа было создано цифровое произведение и размещено на одной из электронных платформ, торгующих таким искусством. «Мы обратились к владельцам этой платформы и нашли понимание, согласовали приемлемую для нас сумму компенсации. Таким жестом мы стремились показать, что наша задача формировать правовую среду, а не разорить нарушителя договора», — подчеркнула Цыгулева.

Кроме того, руководитель юридической службы Эрмитажа напомнила, что даже если музей разрешает использовать изображение принадлежащей ему картины, то это не значит, что не надо отдельно договариваться с наследниками мастера. После того как проходит 70 лет с момента смерти художника, его произведения поступают в общее достояние в плане авторского права, и если картина принадлежит музею, то он продолжает сохранять свои права на воспроизведение.

Что касается использования изображений музейных предметов в частных целях, то нет никаких запретов на использование физическими лицами фотографий экспонатов, сделанных в музее. Но, как только речь заходит о коммерческом использовании этих изображений, необходимо заключать договор с музеем. Для него получение вознаграждения за использование изображений — дополнительный источник финансирования развития.

Москвичка Марина Чистякова, заместитель директора по фондовой работе Государственного исторического музея (ГИМ), сообщила, что помимо внесения экспонатов в государственный электронный каталог они создают собственный виртуальный каталог под названием «Коллекция онлайн». Оцифровано порядка 2,2 млн предметов из тех более 5 миллионов, что хранятся в ГИМ.

«Мы снабдили свой каталог качественными изображениями и случайно обнаружили, что по­явились недобросовестные пользователи: они скачивают этот ресурс и в открытой переписке советуют друг другу, как использовать наши изображения в своих целях, не связанных с деятель­ностью музея, в коммерческих целях. Пришлось призвать их к порядку», — пояснила Чистякова.

Что касается возмещения ущерба обладателям авторских прав, то, как говорит Виктор Станковский, петербургский юрист, специализирующийся на защите интеллектуальной собственнос­ти, его сумма сильно варьируется в зависимости от серьезности нарушения.

Станковский рассказал, как музей-заповедник «Парк «Монрепо» боролся с магнитом, где была изображена капелла на острове Людвигштайн и надпись «Монрепо». Так вот, изготовитель должен был получить разрешение у музея как на использование изображения, так и на название, которое является товарным знаком. Еще один пример из практики юриста связан с каминами, установленными в комплексе зданий Сената и Синода. При подготовке проекта реставрации выяснилось, что некоторые полностью утрачены, и на их месте дизайнеры спроектировали новые, как образы старины. Были соответствующие публикации, а потом появилась реклама типа «хотите камин, как в здании Сената». Но в ходе разбирательств выяснилось, что эскиз этого камина — новое произведение, у него есть авторы, которые защитили свои права.

На конференции обсуждали также, как музейно-исторический парк «Остров фортов» намерен защищать свою символику и изображения, макеты парка от несанкционированного использования, а также патентовать музейный дизайн. В свою очередь Наталия Николаева, юрист из Новосибирска, которая также занимается авторским правом, рассказала еще о двух сюжетах, затронутых на конференции. Первая — интеллектуальная собственность уличных художников. Произведения стрит-арта тоже предмет авторского права, вот только вопрос законности нанесения такого изображения регулируется другими законами. Уличные художники понимают, что их работы по определению временные, и обычно не вступают в споры. Но в мировой практике есть прецеденты, когда суды встают на защиту прав художников и присуждают компенсации за уничтоженные росписи.

Вторая — модная, но толком пока не разработанная тема авторских прав искусственного интеллекта. На конференции обсуждался вариант, когда право­обладателем признается человек, который заложил в компьютерную программу, управляющую искусственным интеллектом, детальное техническое здание. Например, чтобы создать картинку: женщина с цветком на фоне леса в солнечную погоду. Но проблема прав машины еще ждет подробного разговора.


#конференция #юристы #музеи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (7430) от 06.06.2023 под заголовком «Матисс, магнит, искусственный интеллект».


Комментарии