Право в многополярном мире. О чем говорили на ПМЮФ-2022?

На берегах Невы завершил свою работу X, юбилейный, Петербургский международный юридический форум. Этого события профессиональное сообщество ждало долгих два года. Собираться в Петербурге в период белых ночей (или близко к ним) для сотен ученых, экспертов, практикующих юристов уже стало приятной привычкой. Живое общение с коллегами, государственными и общественными деятелями было неоценимо. Оно позволяло не только заявить о своих идеях и достижениях в уникальной профессиональной среде, но и подпитаться энергией «коллективного разума». И вот наконец мы снова глядим друг другу в глаза.

Право в многополярном мире. О чем говорили на ПМЮФ-2022? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Об итогах форума по его окончании сообщил председатель оргкомитета ПМЮФ-2022 министр юстиции Константин Чуйченко. Мероприятие собрало около 3000 участников из России и 45 иностранных государств. 20 делегаций (разумеется, из дружественных стран) возглавляли высшие юридические лица. Но на форуме были, между прочим, представители стран Евросоюза и США. Само собой, речь не идет о первых лицах правоохранительных, судебных или властных структур, как это было в предыдущие годы. Скорее всего, при­ехали люди «второго плана» либо смельчаки-оппозиционеры. Имен их организаторы не раскрывают, но важен факт: ростки здравого смысла пробивают себе дорогу.

Важность форума подтвердило и обстоятельное обращение, которым приветствовал его участников российский президент Владимир Путин. Сутью его выступления стало право в многополярном мире — а именно таким он становится сегодня.

«Многополярная система международных отношений активно формируется, — заявил глава государства. — Позиция России, многих других стран заключается в том, что такое демократическое, более справедливое мироустройство должно выстраиваться на основе взаимного уважения и доверия и, конечно, общепризнанных принципов международного права и Устава ООН».

В многополярном мире XXI века, подчеркнул президент страны, не должно быть места дискриминации государств и народов. «Наша страна выступает за реализацию на практике основополагающего международно-правового принципа суверенного равенства государств и права каждого на собственную модель развития», — заявил глава государства.

Собственно, эту идею — не подмену одного мирового гегемона другим, а равноправный диалог суверенных юрисдикций — форум послал в качестве сигнала всему человечеству. Разумеется, такой диалог возможен лишь на основе всеми принятых правовых конструкций, на которые никто и никогда не должен посягать. Увы…

«Вместо того чтобы попытаться найти коллективный ответ фундаментальным вызовам, которые стоят перед всем человечеством, сейчас мы, напротив, занимаемся тем, что пытаемся внедрять ка­кие‑то принципы, которые лишь некоторым странам кажутся ненадежными, — признал президент Ассоциации юристов Индии Кумар Прашант. — И кажется, что эти государства считают, что у них есть такой статус-кво»,

Что нужно сделать сейчас, сию минуту, в нынешней непростой ситуации? «Прибраться в стране» — так ответил на этот вопрос один из самых ярких спикеров форума Никита Михалков. Разумеется, речь не только о чистоте на улицах. Надо навести порядок в тех правилах, по которым мы живем. Собеседником мэтра в этой сессии, называвшейся «Бесогон и право», был министр юстиции Константин Чуйченко. Зашла речь о смертной казни. Михалков выступил за ее возвращение в арсенал наказаний, Чуйченко был не категоричен.

Когда я готовился к этой сессии, — признался он, — я позвонил одному из замов начальника ФСИН. Этот человек всю жизнь провел на службе в местах лишения свободы, там служили и его родители. Я спросил его, как он относится к смертной казни. На мое удивление, он ответил отрицательно. Пояснил: во‑первых, человеку, даже самому плохому, надо дать шанс на исправление. Во-вторых — кто будет исполнять? Все, кто у нас этим занимался, потом плохо кончили… Так что надо думать…

Тема эта в процессе форума всплывала не раз. В своей традиционной лекции в рамках форума председатель Конституционного суда Валерий Зорькин заявил, что он против. Для принятия столь ответственного решения, считает он, надо принимать новую Конституцию. А это — дело неподъемное.

А вот председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин — за. В производстве его ведомства сейчас — дело о 82 убийствах, совершенных одним человеком. Какого наказания он заслуживает? И есть ли шанс, что когда‑нибудь исправится?

Вопрос повис в воздухе.


#пмюф #юристы #форум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (7202) от 04.07.2022 под заголовком «Диалог юрисдикций».


Комментарии