Правильно поступают. Число желающих получить профобразование растет
«Такое количество абитуриентов! Вот пришли ко мне двадцать человек с одинаковыми аттестатами – как мне из них выбирать? По глазам, по росту?» – эмоционально оценил в ТАСС ход завершившейся приемной кампании директор Морского технического колледжа им. адмирала Д. Н. Сенявина Виктор Никитин. Это притом что наплыв желающих получить в руки «живую» профессию вообще-то расценивается как достижение.
ФОТО pixabay
Абитуриенты «качественные», но...
В этом году на бюджетные места в колледжи/техникумы было подано около 50 тыс. заявлений (один человек мог «подаваться» в несколько учреждений), на бюджетные места поступил 15 тыс. 461 человек. Средний балл по школьному аттестату продолжает расти, он в этом году – 3,81, но это, повторим, средний: за места по некоторым специальностям конкурируют хорошисты-отличники.
Первый зампред комитета по образованию Елена Владимирская называет самые популярные колледжи: информационных технологий, радиотехнический, пожарно-спасательный, педагогические (их три), туризма и гостиничного сервиса, электроники и приборостроения, автодорожный, «Звездный».
Больше чем вдвое вырос конкурс в колледжи садово-архитектурный, пищевых технологий, «Петродворцовый» и лицеи индустриально-судостроительный и «Сестрорецкий».
На 50% вырос конкурс в колледжи «Красносельский», «Малоохтинский», автомеханический, Санкт-Петербургский технический, судостроения и прикладных технологий, промышленно-технологический колледж им. Путилова, техникум энергомашиностроения и металлообработки.
Больше трех человек на место на профессии: графический дизайнер, наладчик аппаратного и программного обеспечения, лаборант-эколог, машинист крана, крановщик, автомеханик, слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава, машинист дорожных и строительных машин, машинист локомотива, секретарь, повар-кондитер, фотограф.
Конкурс был даже на только что появившиеся и вроде как незнакомые специальности: соцработник на базе среднего общего образования (лицей сервиса и индустриальных технологий), «монтаж и эксплуатация оборудования газоснабжения на базе среднего образования» (Невский колледж им. Неболсина), а на «садово-парковое и ландшафтное строительство» в Садово-архитектурном колледже вообще почти по четыре заявления на место.
Пожалуй, если бы в комитете перечисляли те специальности, на которые конкурс не вырос, времени бы заняло меньше. В целом востребовано все, что связано с информационными технологиями и вычислительной техникой, педагогикой, экономикой и управлением, сервисом и туризмом, изобразительными видами искусств.
Виктор Никитин, который не только директор Морского технического колледжа, но и председатель правления Ассоциации профессиональных образовательных организаций, говорит: с каждым годом абитуриентов и больше, и они «качественнее», но «это дополнительная нагрузка на образовательные учреждения». В его колледже (около 2 тыс. учащихся, в этом году 600 первокурсников) есть хотя бы дополнительный отбор по медкомиссии. Но на ряд специальностей балл уже сильно выше «четверки» и желающих больше, чем мест.
В отличие от вузов в учреждениях СПО льгот нет, дополнительных испытаний нет – только конкурс аттестатов. Платные группы, по словам начальника отдела профобразования комитета Владислава Фролова, есть только в отдельных учреждениях, платно учатся около 2 тыс. человек, большинство по педагогическим специальностям.
Линейку профессий расширить и удлинить
Наплыв в среднее профобразование объясняют и нынешней пандемической ситуацией: документы принимали в электронном виде – никуда ездить не надо. Но есть и более стабильные причины.
Во-первых, подросли дети начавшегося когда-то демографического подъема. Раньше им не хватало мест в детсадах, теперь, получается, не всем хватает мест, чтобы получить профессию. По крайней мере желаемую.
Во-вторых, расширяется «линейка профессий»: за семь лет количество специальностей выросло со 120 до 200, есть из чего выбирать.
В-третьих – больше профориентации, больше связей с работодателями, родителями. «Менталитет поменялся, многие хотят идти в среднее образование, а не высшее: приобретают достойную профессию, начинают вливаться в настоящую работу, получают зарплату, – поясняет Виктор Никитин. – Несколько лет назад мы ходили за абитуриентами, сейчас они к нам приходят».
В-четвертых, город упорно повторяет, что нужны рабочие руки. И подтверждает свою заинтересованность, вкладываясь в современные мастерские. Например, в колледже им. Неболсина лаборатория лифтового оборудования, говорят, лучшая в России. В том же колледже с подачи «Петербургрегионгаза» появилась новая специальность, уже упомянутая «Монтаж и эксплуатация оборудования систем газоснабжения».
Как говорит директор колледжа Владимир Палагин, «мы единственные в городе, кто будет готовить специалистов среднего звена по газоснабжению». В колледже учатся 860 человек, принимают и после восьмого класса, и из коррекционных школ. Бюджетных мест на первом курсе – 366, набрали 400: «Желающих очень и очень много. Это продолжается третий год, и вопрос стоит остро», – констатирует Палагин.
Хорошие места для хороших
– Чисто «заявительная» система при приеме будет буксовать, – считает Виктор Никитин, говоря о том самом наплыве одинаково хороших аттестатов.
Даже предлагает вводить вступительное тестирование или экзамены по предметам, нужным для определенной профессии.
Владислав Фролов возражает – дескать, это уже не вписывается в «доступность» среднего профобразования. Фролова, по его словам, волнует не то, что может не хватить мест всем желающим овладеть какой-нибудь профессией, а то, что мест не хватает хорошистам, нацеленным на совершенно конкретную профессию.
«Они уже успешные ребята, а в IT, например, балл может быть 4,5». Идти, скажем, в сварщики, если собирался в айтишники, не каждый готов. «Вот в этом наша основная забота. Поэтому комитет и правительство вкладывают большие средства в проекты, связанные со средним образованием – мы открываем десятки новых мастерских именно потому, что нам нужно обеспечить хорошими местами хороших выпускников школ».
Елена Владимирская согласна: нужны дополнительные здания и оборудованные лаборатории и мастерские; было бы больше учебных пространств – может, и бюджетных мест бы прибавилось.
Между тем в Петербурге собираются наращивать и переподготовку. Начал работу Центр опережающей профессиональной подготовки – это, поясняет директор Ольга Коротеева, не образовательное учреждение, а координирующее: создано для того, чтобы «устранять дисбаланс между требованиями рынка и предложениями». Выясняют кадровые надобности работодателей – анализируют, как их удовлетворить. Например, в сентябре стартует программа по переподготовке тех, кто работал в отраслях, экономически пострадавших от пандемии. Переподготовка – по стандартам «Ворлдскиллс», т. е. по мировым.
...Обучение в техникумах и колледжах началось очно. Но, по словам представителей комитета, урок от весеннего стрессового перехода на дистанционку извлечен; в случае ухудшения эпидситуации готовы перейти на дистанционное. Сейчас колледжи и техникумы готовят два пакета программ: к «нормальному» прибавится пакет на случай вынужденного дистанционного обучения.
Из-за коронавируса ужесточились требования к проживанию в общежитиях – кто-то из иногородних поступать просто не стал, потому что жить негде. Правда, в техникумах/колледжах, подведомственных именно комитету по образованию (их 48), общежитий и нет. Но тут, по словам Владислава Фролова, другая сложность: из нынешних 15,5 тыс. первокурсников больше 10 тыс. – выпускники девятых классов (т. е. юные), а из них каждый третий – иногородний.
Положим, половина из них – Ленобласть, но остальные из неблизких регионов, от Крыма до Сибири и Дальнего Востока. «Им 15 лет, как они будут жить?» – спрашивает Фролов и предвидит «много хлопотливых дней» для администраций СПО.
Но это, в общем, каждый год. Разница лишь в том, что если абитуриентов (в том числе иногородних) прибавляется – «хлопотливых дней» тоже станет больше.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (6762) от 14.09.2020 под заголовком «Правильно поступают».
Комментарии