Потеряшки на периферии. В Петербурге развивают системы гидротехнических сооружений

С первых дней существования Петербурга его многочисленные реки были предметом особой заботы. Они служили источником питьевой воды, оставаясь при этом и важными транспортными артериями, а для поддержания в них нужных судоходных глубин проводились дноочистительные работы. Горожане делали это, впрочем, эпизодически и не всегда умело, пока в начале XX века не появилась Контора землечерпательного каравана — ныне «Ленводхоз». Сегодня главным делом этого предприятия, отметившего 110‑летие, стало развитие системы гидротехнических сооружений (ГТС), которые регулируют уровень воды в реках-каналах, не давая им в паводок разливаться. На территории города их больше сотни, 39 имеют статус объектов культурного наследия России и охраняются государством.

Потеряшки на периферии. В Петербурге развивают системы гидротехнических сооружений | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Оружейники у разлива

Посмотришь на старую карту Петербурга и диву даешься: всюду болотца, речушки и острова. Требовалась поистине железная воля основателя города, чтобы пере­устроить эти «мокрые» земли и сделать их пригодными для жизни. Да еще за короткий по всем меркам срок. Работы первостроителям хватало. Русла рек в черте города они выпрямляли для удобного судоходства и очищали от заносов. Строили каналы, становившиеся частью дренажной системы, — они помогали осушать переувлажненную почву и служили преградой от наводнений…

Так, шаг за шагом, на территории города формировалась огромная водная система. Некоторые судоходные реки, правда, мелели. Каналов же по мере его развития становилось все больше, а островов меньше. Водные артерии требовали заботы и внимания. Время от времени городская власть нанимала умельцев, очищавших их от донных отложений, что позволяло проходить груженым судам с определенной осадкой и обеспечивало должное качество воды.

Многие городские шлюзы, дамбы и плотины при этом находились в ведении предприятий. Так, потоки воды на Охте, перекрытой такими сооружениями, приводили в действие механизмы порохового завода. Плотины Сестрорецкого Р­азлива «оживляли» станки оружейников. А на благо Ижорских заводов работал каскад плотин, возникших в Петровскую эпоху на другом конце города. Впрочем, не все гидротехнические сооружения появлялись для производственных нужд. Некоторые поддерживали уровень воды в прудах пригородных резиденций и входили в состав водоподводящих систем, питающих фонтаны. Но те и другие были построены настолько умело, что прослужили верой и правдой (в основе своей не изменившись) три сотни лет, став одной из достопримечательностей Петербурга.

«Медный всадник» в песке

Столько старых ГТС, памятников отечественного инженерного искусства XVIII века, нигде в России больше не увидишь, да и в мире они наперечет. И эти сооружения, образовавшие с водными объектами единый водохозяйственный комплекс Петербурга, требовали системного обслуживания. Город подходил к нему поэтапно. Долгое время предприятие, появившееся в 1912 году, занималось прежде всего дноочисткой. Его историю поведали сотрудники «Ленводхоза»…

К тому времени стало очевидно, что город должен сконцентрировать в одних руках все технические средства, необходимые для этой работы. И восстанавливать водо­емы, оказавшиеся в запущенном состоянии, не как придется от случая к случаю, а на профессиональной основе. Судовладельцы одолевали городскую управу жалобами, сетуя на заносимые грунтом русла рек и убытки, которые они несли из‑за снижения грузоперевозок. Отцам города пришлось создать Контору землечерпательного каравана, причем буквально с нуля. Рабочих обучали этому делу на ходу, а земснаряды город брал поначалу в аренду у частных владельцев.

Караван состоял из нескольких шаланд с землечерпательными механизмами и буксирного парохода. В такой связке плавсредства действовали в Петербурге и прежде. Этот принцип работ оставался неизменным, а вот оснащение конторы, ее название и обязанности претерпели со временем изменения. Чем только не занималась помимо главного дела эта организация, не раз попутно меняя свою вывеску! Поднимала затонувшие суда и перевозила на баржах песок для городских нужд. Осуществляла пассажирские перевозки и буксировку судов. Вела водолазные работы и ремонтировала плавсредства — собственные и чужие, участ­вовавшие в навигации.

Когда Ленинград оказался в блокадном кольце, Трест водных путей («Ленводпуть»), одно из «перевоплощений» этой конторы, продолжал работать под обстрелом врага. Мешки с песком, который он доставлял, шли на строительство оборонительных точек и укрытие шедевров вроде «Медного всадника». Только в навигацию 1942 года работники треста подняли в черте города 23 затонувших судна, а 47 восстановили. И перевезли 67,2 тыс. тонн грузов, не переставая вести санитарную очистку рек и каналов, хотя часть используемых шаланд передали в начале войны Балтийскому флоту. Зато в 1945‑м трест получил 26 единиц трофейных судов: буксиры, катера, землечерпалки и др.

В последующие годы реорганизация продолжилась. Но по сей день специалисты нет-нет, да и столкнутся с наследием военных лет: об­следуя водотоки перед дноочистительными работами, они обнаруживают снаряды, мины той поры и вызывают саперов. Такие находки были, к примеру, три года назад в кронштадтском Кронверкском канале…

В поисках хозяина

В 2020‑м система обслуживания водохозяйственного комплекса города пережила еще одно реформирование. Профильный комитет Смольного разделил схожие прежде обязаннос­ти подведомственных ему организаций, чтобы лучше управлять ими, распределив полномочия, как того требовало федеральное законодательство, и оптимизировать бюджетные расходы. «Ленводхоз» стал отвечать за все ГТС (кроме петергофских, которые издавна обслуживал «Экострой»), к нему же присоединили Дирекцию мелиоративных систем, занимавшуюся родственным делом. А на экостроевцев целиком возложили работы по дноочистке, уборке от наплавного мусора городских акваторий и т. д.

Это не означает, что до плотин и шлюзов раньше не доходили руки. Такого быть не могло, иначе паводковые воды подтопляли бы обширные территории города. А в окрестных домах и на дачных участках у жителей хлюпала бы под ногами вода. Но в 1990‑е одни ГТС, некогда «народное достояние», стали отходить государству, а другие — в частные руки. И первые было кому обслуживать даже при нехватке бюджетных средств, а вторые, порой лишившиеся должного надзора, ветшали. Так было с плотинами на реке Кузьминке и подобными сооружениями на Ижоре.

Некоторые ГТС в силу ряда причин вообще остались без владельцев. Это были, правда, не значительные объекты, а построенные когда‑то небольшие коллекторы и дренажные канавы. Хотя были и покрупнее: например, «потерявшая» хозяина ­безымянная плотина Красногородской бумажной фабрики, которая только после капремонта обрела новую жизнь. «Выявив такой объект, районная администрация дает об этом знать, и специалисты, определив его статус, решают, что с ним делать, — рассказал Олег Широков, гендиректор «Ленводхоза». — Чтобы удостовериться, что по всем признакам его можно отнести к ГТС, мы привлекаем иногда экспертов из научных организаций».

Затем объект попадает на баланс «Ленводхоза» (после определенных процедур) или его за ненадобностью ликвидируют. В первом случае после ремонта он встает в строй и начинает работать по прямому своему назначению. Удивительно, но отыскать этакую «потеряшку» можно не только среди лесов, но и на окраине мегаполиса, хотя такое случается все реже. За последние несколько лет количество бесхозяйных ГТС на территории города сократилось более чем в шесть раз. До 2022 года в реестре числилось восемь ничейных объектов. Четыре из них тогда же получили официальную «прописку»: коллектор на Гнилом ручье (приток реки Черной) в Приморском районе, мост-плотина на одной из речек ­Петродворцового района и др.

Квадрокоптер над сетью

Удастся ли войти в ноль по этому показателю? Вряд ли. При строительстве дорог и у новостроек появляются другие такие объекты. Они обретают ведомственную принадлежность или попадают в оперативное управление «Ленводхоза». Так, в ходе сооружения скоростной трамвайной линии «Славянка» часть Волковского канала устремится в закрытый коллектор.

Пиковые нагрузки ГТС испытывают в межсезонье. Но это не значит, что в остальное время ленводхозовские бригады сидят сложа руки. Они обслуживают эти сооружения весь год: красят, монтируют ограждения, выполняют мелкий ремонт и т. д. Вообще хозяйство у этого предприятия немалое, ведь оно курирует и мелиоративную сеть Петербурга (277 каналов). А чтобы следить за ее состоянием, специалисты ведут мониторинг, обходя и объезжая объекты мелиоративной системы и поверхностного водоотведения. Иногда для их осмотра и фотофиксации используют квадрокоптер.

«Большой пласт нашей работы связан с подготовкой паспортов и деклараций безопасности ГТС, — продолжает Олег Николаевич. — Многие такие сооружения пребывали без них с советских времен, не говоря о перешедших к нам бесхозяйных объектах. Но сегодня около половины городских ГТС уже имеет такие документы, и более сорока получат их в текущем году». Пройдя аккредитацию, ГКУ «Ленводхоз» получило (вернее, обновило) лицензию Минкульта РФ, дающую право работать с объектами культурного наследия. А значит, у предприятия появится подразделение, которое будет это делать и проводить реставрационные работы, не привлекая никого со стороны.

Среди таких свидетелей старины плотина № 1 Ижорского водохранилища, где продолжаются противоаварийные работы. В 2023‑м начнется капремонт Деривационного канала в Стрельне. Через пару лет, видимо, придет срок реконструировать Таицкий водовод — жемчужину водоподводящей системы музея-заповедника «Царское Село». Намечается «омолодить» плотину Орловского пруда, одно из старейших ГТС Петербурга. В целом программа «Ленводхоза» нынче более напряженная, чем прежде. Так, в одном из районов планируется запустить пилотный проект по цифровизации ГТС (в рамках перевода в «цифру» городского хозяйства). Отработав эту технологию, предприятие распространит полученный опыт на всю сферу деятельности.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Михаил СТРАХОВ, председатель комитета по природопользованию и охране окружающей среды Санкт-Петербурга:

— За последние пару лет бюджет «Ленводхоза» существенно вырос. На ремонт и обслуживание ГТС, а также мелиоративной системы в 2022 году было направлено свыше 300 млн рублей. Это позволило обновлять больше объектов, расширив программу капремонта и реконструкции, а их инженерно-техническое обследование с привлечением отраслевой науки выросло в разы.

Мы стремимся снижать нагрузку на бюджет Петербурга, подтягивая средства из федеральной казны. В 2022‑м на эти цели был получен самый ощутимый за многие годы трансферт — более 60 млн рублей. Эти деньги предназначены в основном для капитального ремонта ГТС на реке Кузьминке (на территории Пушкинского и Колпинского районов), работы пройдут поэтапно до 2024 года. При этом у нас есть четкое понимание, когда и что делать на действующих сооружениях. Привлекая научные силы, мы намечаем подготовить программу обеспечения безопасности всех ГТС на территории города, включая бывшие бесхозяйные объекты и те, которые находятся в собственности предприятий. Такая работа скоро начнется.

В ходе реорганизации ГКУ «Ленводхоз» передал свой немалый флот сотрудникам ГКУ «Экострой». Благодаря увеличению объема финансирования оба предприятия укрепили материальную базу. Первое получило в прошлом году 20 единиц колесной техники, а для второго мы приобрели семь самосвалов для вывоза донных отложений, 77 шаланд удалось отремонтировать.

Некоторые обветшавшие плавсредства списываем. Появилась мысль организовать что‑то вроде музея природоохранного флота, куда попадут буксиры «Мятежный» и «Грозный» — один из них, кстати, участвовал в съемках фильма о Шерлоке Холмсе. Но обновление флота продолжается. Планируем, в частности, заказать катер КС и три небольших судна для мониторинга и уборки акваторий от наплавного мусора.

Так как не все типовые суда могут проходить под петербургскими мостами, их проекты требуют корректировки. Накладывают отпечаток и трудности с получением оборудования для них из‑за санкционного давления. Тем не менее работа идет своим чередом. В этом году разместим заказ на сооружение нового городского ледокола. Его проект подготовлен с учетом многолетнего опыта работы «Невской заставы».


#ГТО #развитие #реки и каналы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 27 (7356) от 14.02.2023 под заголовком «Потеряшки на периферии ».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.