Потеряшки на периферии. В Петербурге развивают системы гидротехнических сооружений
С первых дней существования Петербурга его многочисленные реки были предметом особой заботы. Они служили источником питьевой воды, оставаясь при этом и важными транспортными артериями, а для поддержания в них нужных судоходных глубин проводились дноочистительные работы. Горожане делали это, впрочем, эпизодически и не всегда умело, пока в начале XX века не появилась Контора землечерпательного каравана — ныне «Ленводхоз». Сегодня главным делом этого предприятия, отметившего 110‑летие, стало развитие системы гидротехнических сооружений (ГТС), которые регулируют уровень воды в реках-каналах, не давая им в паводок разливаться. На территории города их больше сотни, 39 имеют статус объектов культурного наследия России и охраняются государством.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Оружейники у разлива
Посмотришь на старую карту Петербурга и диву даешься: всюду болотца, речушки и острова. Требовалась поистине железная воля основателя города, чтобы переустроить эти «мокрые» земли и сделать их пригодными для жизни. Да еще за короткий по всем меркам срок. Работы первостроителям хватало. Русла рек в черте города они выпрямляли для удобного судоходства и очищали от заносов. Строили каналы, становившиеся частью дренажной системы, — они помогали осушать переувлажненную почву и служили преградой от наводнений…
Так, шаг за шагом, на территории города формировалась огромная водная система. Некоторые судоходные реки, правда, мелели. Каналов же по мере его развития становилось все больше, а островов меньше. Водные артерии требовали заботы и внимания. Время от времени городская власть нанимала умельцев, очищавших их от донных отложений, что позволяло проходить груженым судам с определенной осадкой и обеспечивало должное качество воды.
Многие городские шлюзы, дамбы и плотины при этом находились в ведении предприятий. Так, потоки воды на Охте, перекрытой такими сооружениями, приводили в действие механизмы порохового завода. Плотины Сестрорецкого Разлива «оживляли» станки оружейников. А на благо Ижорских заводов работал каскад плотин, возникших в Петровскую эпоху на другом конце города. Впрочем, не все гидротехнические сооружения появлялись для производственных нужд. Некоторые поддерживали уровень воды в прудах пригородных резиденций и входили в состав водоподводящих систем, питающих фонтаны. Но те и другие были построены настолько умело, что прослужили верой и правдой (в основе своей не изменившись) три сотни лет, став одной из достопримечательностей Петербурга.
«Медный всадник» в песке
Столько старых ГТС, памятников отечественного инженерного искусства XVIII века, нигде в России больше не увидишь, да и в мире они наперечет. И эти сооружения, образовавшие с водными объектами единый водохозяйственный комплекс Петербурга, требовали системного обслуживания. Город подходил к нему поэтапно. Долгое время предприятие, появившееся в 1912 году, занималось прежде всего дноочисткой. Его историю поведали сотрудники «Ленводхоза»…
К тому времени стало очевидно, что город должен сконцентрировать в одних руках все технические средства, необходимые для этой работы. И восстанавливать водоемы, оказавшиеся в запущенном состоянии, не как придется от случая к случаю, а на профессиональной основе. Судовладельцы одолевали городскую управу жалобами, сетуя на заносимые грунтом русла рек и убытки, которые они несли из‑за снижения грузоперевозок. Отцам города пришлось создать Контору землечерпательного каравана, причем буквально с нуля. Рабочих обучали этому делу на ходу, а земснаряды город брал поначалу в аренду у частных владельцев.
Караван состоял из нескольких шаланд с землечерпательными механизмами и буксирного парохода. В такой связке плавсредства действовали в Петербурге и прежде. Этот принцип работ оставался неизменным, а вот оснащение конторы, ее название и обязанности претерпели со временем изменения. Чем только не занималась помимо главного дела эта организация, не раз попутно меняя свою вывеску! Поднимала затонувшие суда и перевозила на баржах песок для городских нужд. Осуществляла пассажирские перевозки и буксировку судов. Вела водолазные работы и ремонтировала плавсредства — собственные и чужие, участвовавшие в навигации.
Когда Ленинград оказался в блокадном кольце, Трест водных путей («Ленводпуть»), одно из «перевоплощений» этой конторы, продолжал работать под обстрелом врага. Мешки с песком, который он доставлял, шли на строительство оборонительных точек и укрытие шедевров вроде «Медного всадника». Только в навигацию 1942 года работники треста подняли в черте города 23 затонувших судна, а 47 восстановили. И перевезли 67,2 тыс. тонн грузов, не переставая вести санитарную очистку рек и каналов, хотя часть используемых шаланд передали в начале войны Балтийскому флоту. Зато в 1945‑м трест получил 26 единиц трофейных судов: буксиры, катера, землечерпалки и др.
В последующие годы реорганизация продолжилась. Но по сей день специалисты нет-нет, да и столкнутся с наследием военных лет: обследуя водотоки перед дноочистительными работами, они обнаруживают снаряды, мины той поры и вызывают саперов. Такие находки были, к примеру, три года назад в кронштадтском Кронверкском канале…
В поисках хозяина
В 2020‑м система обслуживания водохозяйственного комплекса города пережила еще одно реформирование. Профильный комитет Смольного разделил схожие прежде обязанности подведомственных ему организаций, чтобы лучше управлять ими, распределив полномочия, как того требовало федеральное законодательство, и оптимизировать бюджетные расходы. «Ленводхоз» стал отвечать за все ГТС (кроме петергофских, которые издавна обслуживал «Экострой»), к нему же присоединили Дирекцию мелиоративных систем, занимавшуюся родственным делом. А на экостроевцев целиком возложили работы по дноочистке, уборке от наплавного мусора городских акваторий и т. д.
Это не означает, что до плотин и шлюзов раньше не доходили руки. Такого быть не могло, иначе паводковые воды подтопляли бы обширные территории города. А в окрестных домах и на дачных участках у жителей хлюпала бы под ногами вода. Но в 1990‑е одни ГТС, некогда «народное достояние», стали отходить государству, а другие — в частные руки. И первые было кому обслуживать даже при нехватке бюджетных средств, а вторые, порой лишившиеся должного надзора, ветшали. Так было с плотинами на реке Кузьминке и подобными сооружениями на Ижоре.
Некоторые ГТС в силу ряда причин вообще остались без владельцев. Это были, правда, не значительные объекты, а построенные когда‑то небольшие коллекторы и дренажные канавы. Хотя были и покрупнее: например, «потерявшая» хозяина безымянная плотина Красногородской бумажной фабрики, которая только после капремонта обрела новую жизнь. «Выявив такой объект, районная администрация дает об этом знать, и специалисты, определив его статус, решают, что с ним делать, — рассказал Олег Широков, гендиректор «Ленводхоза». — Чтобы удостовериться, что по всем признакам его можно отнести к ГТС, мы привлекаем иногда экспертов из научных организаций».
Затем объект попадает на баланс «Ленводхоза» (после определенных процедур) или его за ненадобностью ликвидируют. В первом случае после ремонта он встает в строй и начинает работать по прямому своему назначению. Удивительно, но отыскать этакую «потеряшку» можно не только среди лесов, но и на окраине мегаполиса, хотя такое случается все реже. За последние несколько лет количество бесхозяйных ГТС на территории города сократилось более чем в шесть раз. До 2022 года в реестре числилось восемь ничейных объектов. Четыре из них тогда же получили официальную «прописку»: коллектор на Гнилом ручье (приток реки Черной) в Приморском районе, мост-плотина на одной из речек Петродворцового района и др.
Квадрокоптер над сетью
Удастся ли войти в ноль по этому показателю? Вряд ли. При строительстве дорог и у новостроек появляются другие такие объекты. Они обретают ведомственную принадлежность или попадают в оперативное управление «Ленводхоза». Так, в ходе сооружения скоростной трамвайной линии «Славянка» часть Волковского канала устремится в закрытый коллектор.
Пиковые нагрузки ГТС испытывают в межсезонье. Но это не значит, что в остальное время ленводхозовские бригады сидят сложа руки. Они обслуживают эти сооружения весь год: красят, монтируют ограждения, выполняют мелкий ремонт и т. д. Вообще хозяйство у этого предприятия немалое, ведь оно курирует и мелиоративную сеть Петербурга (277 каналов). А чтобы следить за ее состоянием, специалисты ведут мониторинг, обходя и объезжая объекты мелиоративной системы и поверхностного водоотведения. Иногда для их осмотра и фотофиксации используют квадрокоптер.
«Большой пласт нашей работы связан с подготовкой паспортов и деклараций безопасности ГТС, — продолжает Олег Николаевич. — Многие такие сооружения пребывали без них с советских времен, не говоря о перешедших к нам бесхозяйных объектах. Но сегодня около половины городских ГТС уже имеет такие документы, и более сорока получат их в текущем году». Пройдя аккредитацию, ГКУ «Ленводхоз» получило (вернее, обновило) лицензию Минкульта РФ, дающую право работать с объектами культурного наследия. А значит, у предприятия появится подразделение, которое будет это делать и проводить реставрационные работы, не привлекая никого со стороны.
Среди таких свидетелей старины плотина № 1 Ижорского водохранилища, где продолжаются противоаварийные работы. В 2023‑м начнется капремонт Деривационного канала в Стрельне. Через пару лет, видимо, придет срок реконструировать Таицкий водовод — жемчужину водоподводящей системы музея-заповедника «Царское Село». Намечается «омолодить» плотину Орловского пруда, одно из старейших ГТС Петербурга. В целом программа «Ленводхоза» нынче более напряженная, чем прежде. Так, в одном из районов планируется запустить пилотный проект по цифровизации ГТС (в рамках перевода в «цифру» городского хозяйства). Отработав эту технологию, предприятие распространит полученный опыт на всю сферу деятельности.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаил СТРАХОВ, председатель комитета по природопользованию и охране окружающей среды Санкт-Петербурга:
— За последние пару лет бюджет «Ленводхоза» существенно вырос. На ремонт и обслуживание ГТС, а также мелиоративной системы в 2022 году было направлено свыше 300 млн рублей. Это позволило обновлять больше объектов, расширив программу капремонта и реконструкции, а их инженерно-техническое обследование с привлечением отраслевой науки выросло в разы.
Мы стремимся снижать нагрузку на бюджет Петербурга, подтягивая средства из федеральной казны. В 2022‑м на эти цели был получен самый ощутимый за многие годы трансферт — более 60 млн рублей. Эти деньги предназначены в основном для капитального ремонта ГТС на реке Кузьминке (на территории Пушкинского и Колпинского районов), работы пройдут поэтапно до 2024 года. При этом у нас есть четкое понимание, когда и что делать на действующих сооружениях. Привлекая научные силы, мы намечаем подготовить программу обеспечения безопасности всех ГТС на территории города, включая бывшие бесхозяйные объекты и те, которые находятся в собственности предприятий. Такая работа скоро начнется.
В ходе реорганизации ГКУ «Ленводхоз» передал свой немалый флот сотрудникам ГКУ «Экострой». Благодаря увеличению объема финансирования оба предприятия укрепили материальную базу. Первое получило в прошлом году 20 единиц колесной техники, а для второго мы приобрели семь самосвалов для вывоза донных отложений, 77 шаланд удалось отремонтировать.
Некоторые обветшавшие плавсредства списываем. Появилась мысль организовать что‑то вроде музея природоохранного флота, куда попадут буксиры «Мятежный» и «Грозный» — один из них, кстати, участвовал в съемках фильма о Шерлоке Холмсе. Но обновление флота продолжается. Планируем, в частности, заказать катер КС и три небольших судна для мониторинга и уборки акваторий от наплавного мусора.
Так как не все типовые суда могут проходить под петербургскими мостами, их проекты требуют корректировки. Накладывают отпечаток и трудности с получением оборудования для них из‑за санкционного давления. Тем не менее работа идет своим чередом. В этом году разместим заказ на сооружение нового городского ледокола. Его проект подготовлен с учетом многолетнего опыта работы «Невской заставы».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 27 (7356) от 14.02.2023 под заголовком «Потеряшки на периферии ».
Комментарии