Последний причал. Что будет с яхтами спортклуба СКА?

«Сжигаем свои корабли» - так называлась статья, опубликованная в нашей газете 30 октября 2018 года. Рассказывалось в ней о грустной судьбе 55-го яхт-клуба ВМФ. Много лет располагался он в ковше Галерной гавани, а в 2010-м волею тогдашнего министра обороны, избавлявшегося от непрофильных активов, был ликвидирован. Сегодня на берегах ковша (место уникальное, будто специально предназначенное для яхтенной стоянки) располагается элитный жилой массив. А 18 клубных яхт ютятся на пятачке в устье речки Керосиновки на Петровской косе. И дело идет к тому, что там они и обретут свой последний причал.

Последний причал. Что будет с яхтами спортклуба СКА? | Фото Дмитрия СОКОЛОВА

Фото Дмитрия СОКОЛОВА

Паруса спустить!


Яхты перешли на баланс спортклуба СКА. Такого имущества там раньше не было, и что с ним делать, никто не знал. Однако в море их продолжали выпускать, и яхтсмены к своему новому положению притерпелись. Первый звонок прозвучал в 2017-м, когда экипажи яхты «Арго», «Былина» и «Эдвенчер» собрались участвовать в международной регате The Tall Ships Races. Отправили заявки, заплатили регистрационные взносы, подготовили яхты к дальнему плаванию, взяли на работе отпуска... И тут руководство спортклуба им заявило, что выпустить их не может - вывоз военного имущества за рубеж допускается только с разрешения Министерства обороны. А достучаться до него встоль короткий срок было уже нереально.

Рокового значения, однако, никто тогда этому эпизоду не придал. Яхтсмены продолжали готовиться к сезону 2018 года. И руководство спортклуба их успокаивало: все, дескать, будет нормально. Но перед началом сезона всем дали по тормозам - оказалось, что яхты «забыли» зарегистрировать в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС).

- Мы быстро проделали все необходимые подготовительные процедуры, - рассказывает тогдашний капитан «Эдвенчера» Павел Саранов. - Осталось только пойти в ГИМС за судовыми билетами. Для этого нужна была доверенность от начальника СКА Владимира Романова. А он безо всяких объяснений давать ее отказался. И все мы - около 200 человек - остались на берегу.

Пострадавшими ни за что оказались, однако, не только яхтсмены, но и будущие моряки. Каждый год на клубных яхтах проходили учебную практику воспитанники Нахимовского училища. В течение многих лет юные яхтсмены также участвовали в патриотических походах «Паруса памяти», связанных с победами российского флота. Все это волею руководства СКА фактически было поставлено под угрозу.

- Но мы мальчишек подставлять не стали, - говорит организатор этих походов, один из старейших членов клуба, капитан Андрей Березкин. - Нашли частные яхты, договорились с их владельцами и все мероприятия провели.

Многочисленные письма яхтсменов во все военные инстанции действия не возымели - «общественникам» просто никто не отвечал. Купить явно не нужное СКА имущество попытался командор Яхт-клуба Санкт-Петербурга Владимир Любомиров. Но ему дали от ворот поворот: гражданским лицам армия ничего не продает (печальный опыт своего бывшего министра в МО явно учли).

В море, за деньги


Попытка решить вопрос с «зависшими» яхтами военным ведомством была предпринята. 2 октября 2018 года начальник управления физической подготовки и спорта Вооруженных сил РФ полковник Олег Боцман обратился с письмом по этому поводу к тогдашнему главкому ВМФ Владимиру Королеву. Уже через четыре дня тот ответил, что готов принять в состав ВУНЦ (Военно-учебный научный центр. - М. Р.) ВМФ «Военно-морская академия» все состоявшие на балансовом учете яхты Спортивного клуба армии (г. Санкт-Петербург) и в дальнейшем использовать их по предназначению в интересах Военно-морского флота».

Ответ этот выглядел весьма странно. Что будет делать ВУНЦ с неожиданным подарком в виде 18 яхт? На какие средства там станут их содержать и кто их будет обслуживать? И, главное, как юридически оформить этот дар? 29 октября Боцман пишет официальный запрос главкому с просьбой определить механизм передачи плавсредств. О том, что ему ответили, история умалчивает. Похоже, ничего.Однако тогдашний начальник ВУНЦ вице-адмирал Владимир Касатонов идею подарка воспринял с энтузиазмом. В своем ответе на запрос секретаря Морского совета Санкт-Петербурга Татьяны Чекаловой он заявил, что с получением соответствующих директивных указаний, в которых будет определен механизм передачи яхт, ВУНЦ примет их в свой состав в установленный срок.

Судя по всему, такой механизм так и не был определен - яхты остались в СКА, на Керосиновке. Главкома больше по этому поводу тревожить никто не решился.

А 8 ноября прошлого года уже новый главком, адмирал Николай Евменов, собирает совещание, посвященное судьбе военно-морского яхтинга. Никого из «общественников» туда не пригласили. Тем не менее решение приняли судьбоносное: создать яхт-клубы во Владивостоке, Калининграде и Петербурге. На следующий день за подписью главкома вышло распоряжение о формировании соответствующей рабочей группы. Но, по имеющимся сведениям, она так ни разу и не собралась.

А руководство СКА, как выяснилось, уже шло своим путем. Еще весной 2019-го оно неожиданно предложило схему законного использования яхт. Оказалось, что вопрос вполне решаемый: нужно было только заплатить деньги за стоянку (а потом еще и за страховку) - и вперед, в море. Правда, получателем платежа был не СКА, а некое ООО «Аурум-Инвест», с которым спортклуб в 2018-м заключил агентский договор для «оказания услуг третьим лицам по хранению, обслуживанию, постановке к причалу и осуществлению швартования водного транспорта, осуществления зрелищно-развлекательной деятельности, использования водно-спортивной станции для организации отдыха и развлечений...».

Выполнить предложенные условия согласились экипажи пяти яхт.

- С этой фирмой, - рассказывает капитан яхты «Арго» Валерий Тихонов, - мы заключили два договора: на стоянку - годовой и на пользование плавсредством - до 2022 года. Стоянка - 8300 рублей в месяц зимой и 9300 летом. Плюс 25 тысяч - страховка. Мы все это заплатили, получили регистрационные документы, полностью подготовили яхту к плаванию, но выйти в море нам разрешили только в июле. Мы откатали остаток сезона до октября. А весной 2020-го СКА неожиданно расторг договор с фирмой «Аурум-Инвест». Нам объяснили, что в связи с этим наши индивидуальные договоры теряют силу и теперь нужно договариваться напрямую со СКА. Нас месяц за месяцем кормили обещаниями, но так их и не выполнили. Этот сезон мы потеряли полностью.

На выход с вещами


- Жалко клуб, - признался президент Санкт-Петербургского парусного союза Сергей Алексеев. - Когда-то ведь он гремел. Был кузницей великолепных яхтсменов, которые выступали и на Олимпийских играх, и на первенствах мира и Европы, завоевали множество почетных призов на престижных международных регатах. Там была и детская школа, она пользовалась большой популярностью - удобное местоположение, хорошая акватория... Недавно меня пригласили в СКА на совещание по поводу судьбы клубных яхт. Ничего конкретного: реконструкция, реорганизация. Говорили, что хотят брать в штат капитанов. Но деньги мизерные - кто пойдет?

Последний тезис мне разъяснили уже непосредственно в спортклубе СКА. Сейчас на берегу Керосиновки как раз прошла очередная прокурорская проверка. Выводы ее были категоричны: никаких «общественников» на военной территории быть не должно. Все предыдущие годы они пользовались военным имуществом незаконно. Право на это имеют только штатные сотрудники.

Увы, штатных экипажей здесь нет. Ибо, как признались мне, до сих пор нет никакой внятной концепции использования этих яхт. Под что давать штатные единицы - под частные покатушки? Разные там регаты, походы - это дело не военное. Да, можно использовать яхты для курсантской практики, но она такого количества бортов точно не требует. И если даже взять в штат несколько человек, с огромной работой по содержанию яхт они, разумеется, не справятся.

До сих пор это без лишнего шума, на свои кровные, делали те самые «общественники». Без них многострадальные яхты, давно исчерпавшие предельный срок эксплуатации (многим по 40 - 50 лет!), уже давно бы сгнили. По сути, Министерству обороны принадлежат только корпуса (так, кстати, яхты и фигурируют в официальных документах), остальное - собственность яхтсменов. Но, как считает прокуратура, и это тоже незаконно. Невоенного имущества на военной территории не должно быть.

Правда, когда проверяющие пожелали яхты осмотреть, они вынуждены были «общественников» пригласить. А потом вышло распоряжение по клубу: все личное имущество с яхт снять и вывезти. При этом предварительно надо подтвердить право на его собственность. В противном случае оно будет считаться военным.

Надо ли говорить, что выполнить это указание смогут далеко не все. Совсем не обязательно люди годами хранят чеки на покупку той или иной детали, да многое и вообще могло быть куплено с рук, без всяких чеков (что в среде яхтсменов очень распространено) или сделано своими руками. И главное - «раздетую» яхту в отсутствие ее экипажа, который знает в ней буквально каждый гвоздь, восстановить потом будет уже невозможно...

Особая печаль - 17-метровая океанская яхта «Эдвенчер». К 300-летию Петербурга ее подарил городу и его военным морякам английский принц Чарльз. В 2013-м после капремонта на ней был поднят Андреевский флаг, и она стала военным кораблем. А спустя несколько лет ее капитан, уходя «на гражданку», предъявил товарные чеки, доказывающие его личные расходы, и вывез оттуда практически все.

Между тем, по имеющимся данным, яхту собираются пригласить на торжества в честь 80-летия первого полярного конвоя, которые состоятся 31 августа будущего года в Архангельске. Участвовать в них наверняка будут и представители Великобритании, этот конвой организовавшей. Наивные англичане, которые наверняка предвкушают встречу с бывшим судном своих Королевских вооруженных сил, явно не подозревают, в каком состоянии оно сейчас пребывает. Может быть, во избежание международного скандала его и попробуют восстановить, но кто и на какие средства это будет делать, совершенно не понятно.

Если же взглянуть на питерский яхтинг в целом, то (учитывая еще и ситуацию в Центральном речном яхт-клубе, которую мы недавно подробно описывали) возникает ощущение какого-то тотального погрома. Там, в высоких кабинетах, всерьез рассуждают о развитии яхтенного туризма. Но я сильно подозреваю, что сегодня парусный мир на морскую столицу России смотрит с ужасом.

#яхт-клуб #конфликт #спорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (6774) от 30.09.2020 под заголовком «На берегу Керосиновки».


Комментарии