Понаставили. Как бороться с нарушителями правил благоустройства во дворах

Смольный объявил, что больная тема отныне исчерпана: за парковку в неположенном месте двора нарушителей-граждан будут штрафовать до 5 тысяч рублей, должностных лиц – до 40 тыс. руб., предприятия и организации – до 500 тыс. руб.

Понаставили. Как бороться с нарушителями правил благоустройства во дворах | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Собственно, суть вопроса даже не в парковке на газоне. И без того каждый понимает, что этого делать не стоит. Да и сами автовладельцы оправдывают свои действия не тем, что «где хочу, там и ставлю», а «ну ведь ставить-то больше некуда». Суть – в правовом крючкотворстве, которое превратило вопрос, не стоящий вроде бы выеденного яйца, в нечто глобальное. Воистину – в юридический анекдот.

Лет пятнадцать назад в законе об административных правонарушениях в Петербурге появилась статья 32, гласящая, что движение, стоянка и остановка транспортных средств на территориях зеленых насаждений наказуемы штрафами. Ну попытались было их взимать. И первый же оштрафованный, который пошел в суд, выиграл у города. В 2015 году Санкт-Петербургский городской суд объявил, что статью 32 должны были признать недействующей с момента своего рождения.

Основание таково: все правила движения, остановки и стоянки (юридически это разные вещи) – федеральные документы. Устанавливать их и наказывать за их нарушения не дело субъектов Федерации. Стало быть, городские власти превысили свои полномочия, вторгнувшись в епархию федеральных законодателей.

И оказалась городская власть на развилке юридических дорог, когда назад отступишь – лицо потеряешь... Пошли вперед – в Верховный суд. И он согласился с городским судом в своей оценке 32-й статьи. Произошло это в 2016 году.

Сначала ЗакС попытался было переписать статью, избавившись от слов «движение, стоянка, остановка». Придумали – «размещение транспортных средств». Нетрудно догадаться, что все прочие слова и суммы штрафов остались неизменными. Этот титанический интеллектуальный труд не увенчался успехом. Все нормативные акты, в которых речь идет о транспортных средствах, федерального уровня. К слову, и штрафовать за нарушение всяческих транспортных норм могут лишь сотрудники ГИБДД. То есть федеральной структуры.

Кое-кто из городских депутатов и активистов попытался пробиться к истине с другой стороны. Задался вопросом: не стоит ли для начала придумать и закрепить в законодательстве определение газона. Ну чтобы было понимание: на газоне стоит авто или нет. Данной темы хватило надолго. Ее обсуждали горячо и громко. И очень смешно. Помнится, многочисленные читатели-автовладельцы, сдерживая хохот, поясняли, что они не считают газоном ту лысину во дворе, на которой стоят их машины.

Время от времени под нажимом граждан районные административные комиссии еще пытались штрафовать тех, кого считали нарушителями, однако случаи такие были редки. Кроме того, в сообществе адвокатов образовалась каста специалистов по отмене решений о штрафах через суды. Как раз на том основании, что город не должен устанавливать транспортные правила.

К 2018 году юридический туман начал рассеиваться. Один из штрафов, выписанных в Красногвардейском районе, «устоял» в городском суде. Именно здесь тремя годами ранее 32-ю статью объявили недействующей. А теперь решили, что автовладельца наказали правильно, так как он... нарушил правила благоустройства, которые в отличие от дорожно-транспортных являются как раз епархией региональных властей. На следующий год ту же мысль высказал и Верховный суд.

Так в результате многолетних творческих мук была найдена формулировка, с которой согласились вроде бы все (разумеется, кроме самих нарушителей): размещение транспортного средства на территории зеленых насаждений, на детских и спортивных площадках, в местах, где они мешают проходу людей или проезду спецтехники, является нарушением правил благоустройства. Административно наказуемо.

До недавнего времени составлять протоколы о подобных административных правонарушениях могли: сотрудники районных администраций, муниципальных органов власти и управления по контролю за соблюдением административного законодательства, существующего в составе городского комитета по вопросам законности и правопорядка. Но теперь к выполнению задачи Смольный подключил еще и ГАТИ (Государственную административно-техническую инспекцию).

В отличие от всех прочих участников процесса штрафования ГАТИ собирается не ходить ногами по дворам, а работать на уровне XXI века: по городу будут курсировать автомобили, оборудованные комплексами мониторинга, которые сразу смогут определить, находится ли данный автомобиль там, где не должен находиться. Такая система уже создана и, как пояснили в ГАТИ, работает в тестовом режиме. Правда, в нее еще необходимо внести базу данных о границах территорий зеленых насаждений (газонов). И как только это будет сделано, инспекция начнет оформлять штрафы так же легко, как сейчас делает ГИБДД, опираясь на систему фотовидеофиксации.

#нарушение #парковка #законы #автомобили

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (6951) от 24.06.2021 под заголовком «Понаставили тут».


Комментарии