Поедем без остановок. Авторы транспортной реформы ответили на вопросы депутатов
Менее чем через полгода наземный общественный транспорт Петербурга поедет по новым правилам - с 16 июля заработает транспортная реформа, напрочь ликвидирующая маршрутки, кондукторов и сокращающая на 16% нынешнюю маршрутную сеть. Эти и другие ключевые вопросы предстоящей реформы недавно вновь обсудили на заседании постоянной комиссии Законодательного собрания по промышленности, экономике и предпринимательству.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Вести диалог с депутатами взялся и. о. директора СПб ГКУ «Организатор перевозок» Владимир Шведченко, ему время от времени помогал председатель комитета по транспорту Александр Головин.
Шведченко нарисовал оптимистичную картину ближайшего будущего для петербургских пассажиров: будет увеличена частота движения в пиковый период, станет соблюдаться расписание, появятся «умные» системы информирования пассажиров, новые комфортные автобусы с кондиционерами, низким полом и плавным ходом, время ожидания сократится в полтора раза и возрастет безопасность. Кроме того, пассажиропоток увеличится на 15%, 150 тысяч автомобилистов пересядут на общественный транспорт (так им понравятся новые автобусы?), скорость движения вырастет на 20% из-за отсутствия лихачей-маршруток. А деньги за все это перевозчик получит в полном объеме только за безупречную работу, включая отсутствие сбоев в расписании. Иначе - штраф минимум 100 тысяч рублей.
Во всех автобусах, троллейбусах и трамваях граждане смогут расплачиваться проездными карточками (в том числе и льготными) или банковскими картами, наличными, а также единой картой петербуржца. Таким образом будет реализована одна из главных целей реформы - регулируемый тариф (единая стоимость поездки). В случае пересадки на наземном транспорте станет действовать 60-минутный бесплатный интервал, когда вторая поездка не оплачивается. Этот бонус понравится пользователям банковских карт или «Подорожника», потому что льготники и сейчас могут пересаживаться без повторной оплаты со своим льготным проездным. Авторы реформы одним из ее достоинств называют экономию денег льготниками (их в городе порядка 2,5 млн человек), вынужденными сейчас пользоваться маршрутками. Это, конечно, благо, но только в том случае, если людям не придется томиться на остановках в любую погоду в ожидании автобуса, пусть и более комфортного.
Кондукторов с середины июля заменят контролеры, а появляться на глаза каждого пассажира они будут только для того, чтобы тот не расслаблялся. Но Владимир Шведченко доверяет горожанам, так как уверен, что в культурной столице безбилетников будет немного.
Его мнение не разделил другой участник встречи со стороны Смольного - заместитель председателя комитета финансов Сергей Макеев, назвавший недобор выручки одной из угроз для транспортной реформы. А она только в 2020-м, отметил Макеев, обойдется городской казне в 11,2 млрд рублей. Далее предстоят еще расходы на транспортную инфраструктуру в виде «умных» остановок, разворотных колец, выделенных полос и прочего, что в наступившем году появится лишь частично. Еще финансист опасается недополучения нового подвижного состава в нужном количестве и в нужное время.
Руководитель «Организатора перевозок», напротив, считает, что с обновлением техники все будет хорошо, потому что, по условиям будущих контрактов, теперь частично снято требование использовать машины не старше 2018 года. По словам Шведченко, правительство находится в диалоге с производителями, те обещают к концу года выпустить необходимое количество техники. Но закупка автобусов - это задача самих перевозчиков. Прогноз специалиста - появление на дорогах уже к началу реформы 850 автобусов большой вместимости.
Все маршруты выставят на конкурс не позднее марта, разбив на 42 лота. Они разные по количеству, стоимостью от 900 млн рублей до 5 млрд рублей, чтобы мог участвовать и малый бизнес. Это 364 коммерческих маршрута, а 120 маршрутов заберет «Пассажиравтотранс», который будет использовать автобусы большой вместимости. 18 лотов предусматривают только новые автобусы с низким полом и кондиционерами, а 24 лота разрешают вначале эксплуатировать имеющуюся технику не старше 10 лет.
Судя по словам авторов реформы, теперь маршрутная сеть сократится не так впечатляюще, как говорилось изначально, - лишь на 15 - 16%. Но прозвучавшие цифры о действующих 648 автобусных маршрутах, которые сократят до 484, как-то сложно оценить арифметически. Где-то «в уме», похоже, значатся еще трамваи и троллейбусы? В контексте маршрутов их реформа затронет меньше всего. Правда, чиновники говорят не только об увеличении числа автобусов на многих направлениях, но и об открытии сотни новых направлений. Так что окончательная цифра парка общественного транспорта Петербурга пока непонятна.
Не зря, наверное, председатель комитета по транспорту Александр Головин признался депутатам, что «выбор сложный и тяжелый». Но, заверил он, сформированная маршрутная сеть была протестирована через математический алгоритм ГИС «Транспортная модель Санкт-Петербурга», и проведенный анализ пассажиропотоков получил положительное заключение.
Позитивно смотрит в будущее, как он выразился, и заместитель председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Румянцев: денег на первом этапе достаточно, и на создание 212 новых остановок с заездными «карманами» в феврале объявят конкурс. Но сдать их почему-то планируется только к 1 октября, после старта реформы. Всего же городу нужно около 600 новых остановочных комплексов, на их возведение потребуется три года.
Представители транспортного блока правительства поблагодарили депутатов за активное участие в обсуждении реформы и внесенные предложения с учетом мнения избирателей. Однако из 450 пожеланий в работу взяли только 55. Так, изменены трассы движения 14 маршрутов, запланировано открытие 8 новых автобусных маршрутов (по Краснопутиловской улице - по трассе К-151, в Колпинском и Курортном районах - по трассе К-220а и по Зеленогорскому шоссе, а также маршруты-экспрессы до Сестрорецка, в том числе отдаленного жилого комплекса «Рай в шалаше», Зеленогорска, Красного Села и Петергофа). Будут дополнительно усилены 8 маршрутов (№ 5, 22, 28, 46, 115а, 193, 107, 328), перенесены сроки открытия двух автобусных маршрутов с 2022-го на 2020 год (№ 220 - через мост Бетанкура, № 240 - в жилой комплекс «Новая Охта». Также сохранены три троллейбусных маршрута (№ 1, 34, 42) и автобусный маршрут № 54, которые первоначально планировались к закрытию. Кроме того, намечены еще 11 маршрутов, которые могут быть открыты после проведения аукционов. Для быстроты движения вводятся экспрессные маршруты из Кронштадтского, Курортного, Петродворцового и Красносельского районов. С помощью нового автобуса № 262 сохраняется сообщение Васильевского острова со станциями метро «Садовая» и «Технологический институт», новый маршрут № 230 довезет из Калининского района на Васильевский остров. А Красное Село, Зеленогорск и Сестрорецк с поселком Песочное соединит новый маршрут № 304.
А вот вопрос межрегиональных перевозок пока остается предметом переговоров между Петербургом и Ленобластью, хотя на сайте «Организатора перевозок» говорится, что смежные с Ленинградской областью межрегиональные маршруты, обслуживаемые по заказу правительства Петербурга, «будут выполняться в полном объеме».
Депутаты поинтересовались в ходе заседания возможностью корректировки реформы в случае сбоев - им в отличие от транспортных чиновников не так очевидна точность оценки городского пассажиропотока. По словам Александра Головина, корректировки возможны в рамках контракта, если на одном из маршрутов окажется больше пассажиров, а на другом - меньше ожидаемого. Кроме того, законодательство позволяет увеличить стоимость контракта на 10%, и такой механизм город уже применил на недавно введенном маршруте Колпино - Шушары.
Тем не менее члены парламентской комиссии еще раз обозначили потенциальные проблемы транспортной реформы в Петербурге - это сокращение маршрутной сети, что может порвать транспортные связи с отдаленными районами, возможное увеличение времени ожидания и неготовность транспортной инфраструктуры. Также депутаты указали на проблемы с новыми жилыми кварталами, лишенными транспортного сообщения. Смущают парламентариев и сроки начала информационно-разъяснительной кампании среди населения - в середине мая, когда начинаются отпуска и огородный сезон. По мнению депутатов, начинать надо уже в марте. Кроме того, нет уверенности, что 2,3 тысячи автобусов удастся закупить в короткие сроки, неясно, когда появится новая автоматизированная система управления транспортом...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (6612) от 28.01.2020 под заголовком «Поедем без остановок».
Комментарии