Подземные коллизии. На место одного «Метростроя» пришел другой

Один «Метрострой» банкрот, другой – принимает дела: недостроенные тоннели и кадры. Осень 2021-го стала концом компании с 80-летней историей. С начала сентября работники ОАО «Метрострой» пишут заявления на трудоустройство в другое предприятие – АО «Метрострой Северной столицы». При этом новая компания готовится принять статус единственного исполнителя, то есть осваивать бюджетные миллиарды без конкурсных процедур.

Подземные коллизии. На место одного «Метростроя» пришел другой | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

Жирную точку в истории ОАО «Метрострой» Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поставил 31 августа, признав компанию банкротом. За пару дней до этого в арбитражном производстве было удовлетворено ходатайство временного управляющего «Метростроя» об аресте имущества (в пределах суммы 6,8 миллиарда рублей) Вадима и Николая Александровых, в прошлом генеральных директоров предприятия и владельцев наибольших пакетов акций ОАО. Сделано это в связи с тем, что они оформляли доли акций и недвижимость на своих ближайших родственников. Такой вот получился конец предприятия и его руководителей: банкроты.

Однако жизнь продолжается. Строительство метро в таком мегаполисе, как Петербург, остановить нельзя. Место одного «Метростроя» спешит занять другая компания – с контрольным пакетом акций в 65% у города. При этом руководство города уже добилось, что президент России дал поручение главе правительства определить единственного исполнителя по проектированию, строительству и реконструкции метрополитена в Петербурге. В поручении указана дата – до 1 октября 2021 года. По факту это означает, что город сможет заключать контракты с новым подрядчиком без конкурсных процедур.

Процесс передачи дел от компании-банкрота новому предприятию запущен. Однако главное в этой истории – люди. Причем не только в социальном плане, но и чисто в рабочем. В структурах «Метростроя» трудятся около трех тысяч человек, и потерять эти кадры никак нельзя: других таких специалистов в городе нет. Руководство города это хорошо понимает. «Спасательную операцию», как еще называют в Смольном перевод стрелок с одной компании на другую, начали с объезда дочерних предприятий «Метростроя». В течение нескольких последних недель представители администрации встречались с коллективами рабочих и разъясняли порядок перехода в новую компанию.

Все структурные подразделения с персоналом будут с их добровольного согласия переведены в АО «Метрострой Северной столицы». Мы со своей стороны предлагаем вам те же условия, которые у вас были в ОАО «Метрострой». Поэтому никаких изменений, кроме новой записи в трудовой книжке, быть у вас не должно. Рассчитываем, что с вашей поддержкой мы вместе будем увеличивать темпы метростроения в нашем городе, – сказал на встрече с работниками Завода железобетонных изделий – филиала ОАО «Метрострой» вице-губернатор Максим Соколов.

Тем не менее вопросы все равно возникают, для их обсуждения была создана трехсторонняя рабочая группа. В нее вошли представители городской администрации, а также двух предприятий – банкрота и нового. Цель рабочей группы – оперативно отвечать на актуальные вопросы, связанные с переходом работников в АО «Метрострой Северной столицы».

При этом руководитель нового предприятия Владимир Шмидт утверждает, что они готовы принять всех квалифицированных рабочих. Генеральный директор АО «Метрострой Северной столицы» подчеркивает, что решение о переходе должно быть взвешенным и каждый работник принимает его самостоятельно. Хотя и обещает, что уровень дохода «будет идентичен тому, который работник имел». Однако на новое место работы метростроевцев будут принимать с испытательным сроком. В новой компании объясняют это тем, что он предусмотрен трудовым законодательством, «в том числе в интересах самого работника, и предоставляется ему для ознакомления с условиями труда». В общем, свои хитрости, как в любом трудоустройстве, здесь имеются.

Обзаводится новая компания также необходимым оборудованием и производственными площадками. Простым способом – оформляет договоры аренды на имеющиеся механизмы и площадки с последующим выкупом их на торгах у прежнего «Метростроя», как у банкрота. Правда, ситуация в этом плане не самая благоприятная. Производство не модернизировалось годами, проходку тоннелей сейчас ведут комплексами, часть которых закупались еще в советское время. Требуется реновация производственных мощностей, но это дело дорогостоящее, да и провести все быстро не получится.

Между тем в проекте бюджета на ближайшие три года городское правительство закладывает на проектирование и строительство новых линий и станций подземки почти 100 миллиардов рублей. Об этом стало известно в ходе нулевых бюджетных чтений в Законодательном собрании Петербурга. Расклад такой: на 2022 год должно быть заложено 28 млрд рублей, на следующий – 33,9, на 2024-й – 32 миллиарда. Это почти в два раза больше, чем планировалось ранее. Впрочем, точные цифры по финансированию строительства метро мы узнаем только после принятия закона о бюджете.

#Метрострой #строительство метро #Петербургский метрополитен

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (7005) от 08.09.2021 под заголовком «Подземные коллизии».


Комментарии