Под зонтами к Пушкину

Обычно петербургские станции метро ремонтируют в течение года. А вот с «Пушкинской», которую закрыли в декабре 2013-го, дела явно затянулись. «СПб ведомости» решили узнать, что же сегодня происходит на этой станции подземки.

Под зонтами к Пушкину | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Мы бы давно открыли «Пушкинскую», но вся закавыка в том, что вместо планового капитального ремонта станции нам пришлось выполнять сложнейшую реставрацию, – говорит начальник производственного отдела «Метростроя» Борис Синичкин, проводя нас сквозь массивные двери наземного вестибюля метровокзала. – А реставрация и капремонт, согласитесь, это не одно и то же. Вот, взгляните на облицовку стен – как новенькая! А сколько для этого пришлось возиться отделочникам, мало кто знает. Уже и месторождения этого мрамора нежных тонов, наверное, нет, а нам удалось все сделать в полном соответствии с архитектурным замыслом...

Как рассказал Синичкин, КГИОП потребовал сохранить все до мелочей, разрешая подмену современными материалами в исключительных случаях. А новый камень, соответствующий первозданной «Пушкинской», не так-то просто найти. Ведь станция является объектом культурного наследия регионального значения, да и судьба у нее складывалась с самого дня рождения непросто...

Ленинградцы, которым довелось быть на празднике пуска первой – Кировско-Выборгской – линии метро 15 ноября 1955 года, вероятно, помнят, что тогда «Пушкинскую» поезда проходили напролет. Вплоть до 30 апреля 1956 года. Шесть месяцев потребовалось первопроходцам, чтобы справиться с возникшими проблемами в наклонном ходе, который пришлось сооружать в зоне плывунов. Вода во многих местах просачивалась, несмотря на все усилия тоннельщиков.

Да и в последующие годы этот наклонный ход пришлось не раз ремонтировать. По словам Бориса Синичкина (а он в «Метрострое» уже почти полвека), необходимость масштабных гидроизоляционных работ в эскалаторном тоннеле и стала главной причиной капитальной реконструкции «Пушкинской».

В начале бригады Николая Смирнова из СМУ-11 «Метростроя» сняли с верхнего свода старые асбоцементные водоотводящие зонты, соорудили гидроизоляцию из прочных защитных материалов. Заменили прогнившие болты на новые из сверхпрочной стали. Прочеканили многочисленные швы соединений тюбингов, испытали их. Только после этого тоннельщики смонтировали новые водоотводящие зонты из композитных антивандальных материалов, и теперь любые работы можно выполнить оперативно, быстро демонтировав отдельные элементы конструкции.

– После такой суперзащиты, наверное, лет 50 теперь простоит тоннель? – спрашиваю метростроевцев.

– И сто лет простоит, если будут соблюдаться правила эксплуатации сооружений, – уверен начальник СМУ-11 Андрей Морозов.

Напомним, капитальное обновление аварийного наклонного хода – лишь часть комплексной программы восстановления «Пушкинской», где уже 59 лет крутят свои ступени бесконечные лестницы, кстати, еще ленинградского производства.

По словам начальника эскалаторной службы метрополитена Вилиса Сутенса, каждый подъемник на этой станции «пробегает» в год почти 21 тысячу километров. Несложно подсчитать, что за время работы станции каждым эскалатором пройдено свыше 1 млн 200 тыс. километров (от Земли до Луны в три раза меньше). Гораздо труднее было поддерживать их безотказную работу. Ведь «Пушкинская» является узловой станцией на стыке международного Витебского вокзала с подземными скоростными электричками и многочисленными маршрутами наземного транспорта, обслуживая каждые сутки до ста тысяч пассажиров. И число их растет в связи с подключением станции «Звенигородская» к фрунзенско-приморскому направлению.

– Использовать эскалаторы-пенсионеры дальше было просто опасно, – не скрывает начальник СМУ-9 «Метростроя» Алексей Уханов. – Поэтому нам пришлось демонтировать все три подъемника и заменить их новыми. Жаль, что не удалось к этой операции подготовить эскалаторы нашего собственного производства, но в скором времени, надеюсь, мы поставим их на другие станции. На «Пушкинской», впрочем, тоже надежные машины немецкого происхождения, с которыми монтажники разобрались без особых проблем. Все три эскалатора уже на своих штатных местах, и мы приступаем к пусконаладке.

Монтажники накрыли подъемники защитным полотном в зоне работ бетонщиков, которые готовят опалубку для сооружения плиты перекрытия над машинным отделением эскалаторов. Скоро здесь появятся турникеты для пассажиров. Сварщик чиркнул электродом по арматуре, и в сполохах яркой подсветки засиял огромный свод над нами.

Специалисты компании «Монплезир» выполнили уникальную реставрацию этого архитектурного шедевра, который в спешке не замечают многие пассажиры. Восстановлена каждая деталь белоснежного свода, который переходит в эскалаторный тоннель.

Над ним – гипсовый барельефный медальон с профильным изображением Александра Пушкина. Таким запечатлела великого поэта скульптор Мария Литовченко, супруга нашего выдающегося ваятеля Михаила Аникушина, который установил в торце подземного зала свою скульптурную композицию, посвященную Пушкину. Там за спиной поэта – панно художницы Марии Энгельке, изобразившей живописный уголок Царскосельского парка. Не случайно эту композицию в 50-х годах прошлого века называли первым пушкинским мемориалом в советском метро.

Теперь уже совсем скоро у статуи поэта будут вновь встречаться влюбленные, напрямую спустившись из верхнего зала на новых эскалаторах. Пока же всем приходится делать крюк через «Звенигородскую».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (5398) от 13.02.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...