Под зонтами к Пушкину
Обычно петербургские станции метро ремонтируют в течение года. А вот с «Пушкинской», которую закрыли в декабре 2013-го, дела явно затянулись. «СПб ведомости» решили узнать, что же сегодня происходит на этой станции подземки.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
– Мы бы давно открыли «Пушкинскую», но вся закавыка в том, что вместо планового капитального ремонта станции нам пришлось выполнять сложнейшую реставрацию, – говорит начальник производственного отдела «Метростроя» Борис Синичкин, проводя нас сквозь массивные двери наземного вестибюля метровокзала. – А реставрация и капремонт, согласитесь, это не одно и то же. Вот, взгляните на облицовку стен – как новенькая! А сколько для этого пришлось возиться отделочникам, мало кто знает. Уже и месторождения этого мрамора нежных тонов, наверное, нет, а нам удалось все сделать в полном соответствии с архитектурным замыслом...
Как рассказал Синичкин, КГИОП потребовал сохранить все до мелочей, разрешая подмену современными материалами в исключительных случаях. А новый камень, соответствующий первозданной «Пушкинской», не так-то просто найти. Ведь станция является объектом культурного наследия регионального значения, да и судьба у нее складывалась с самого дня рождения непросто...
Ленинградцы, которым довелось быть на празднике пуска первой – Кировско-Выборгской – линии метро 15 ноября 1955 года, вероятно, помнят, что тогда «Пушкинскую» поезда проходили напролет. Вплоть до 30 апреля 1956 года. Шесть месяцев потребовалось первопроходцам, чтобы справиться с возникшими проблемами в наклонном ходе, который пришлось сооружать в зоне плывунов. Вода во многих местах просачивалась, несмотря на все усилия тоннельщиков.
Да и в последующие годы этот наклонный ход пришлось не раз ремонтировать. По словам Бориса Синичкина (а он в «Метрострое» уже почти полвека), необходимость масштабных гидроизоляционных работ в эскалаторном тоннеле и стала главной причиной капитальной реконструкции «Пушкинской».
В начале бригады Николая Смирнова из СМУ-11 «Метростроя» сняли с верхнего свода старые асбоцементные водоотводящие зонты, соорудили гидроизоляцию из прочных защитных материалов. Заменили прогнившие болты на новые из сверхпрочной стали. Прочеканили многочисленные швы соединений тюбингов, испытали их. Только после этого тоннельщики смонтировали новые водоотводящие зонты из композитных антивандальных материалов, и теперь любые работы можно выполнить оперативно, быстро демонтировав отдельные элементы конструкции.
– После такой суперзащиты, наверное, лет 50 теперь простоит тоннель? – спрашиваю метростроевцев.
– И сто лет простоит, если будут соблюдаться правила эксплуатации сооружений, – уверен начальник СМУ-11 Андрей Морозов.
Напомним, капитальное обновление аварийного наклонного хода – лишь часть комплексной программы восстановления «Пушкинской», где уже 59 лет крутят свои ступени бесконечные лестницы, кстати, еще ленинградского производства.
По словам начальника эскалаторной службы метрополитена Вилиса Сутенса, каждый подъемник на этой станции «пробегает» в год почти 21 тысячу километров. Несложно подсчитать, что за время работы станции каждым эскалатором пройдено свыше 1 млн 200 тыс. километров (от Земли до Луны в три раза меньше). Гораздо труднее было поддерживать их безотказную работу. Ведь «Пушкинская» является узловой станцией на стыке международного Витебского вокзала с подземными скоростными электричками и многочисленными маршрутами наземного транспорта, обслуживая каждые сутки до ста тысяч пассажиров. И число их растет в связи с подключением станции «Звенигородская» к фрунзенско-приморскому направлению.
– Использовать эскалаторы-пенсионеры дальше было просто опасно, – не скрывает начальник СМУ-9 «Метростроя» Алексей Уханов. – Поэтому нам пришлось демонтировать все три подъемника и заменить их новыми. Жаль, что не удалось к этой операции подготовить эскалаторы нашего собственного производства, но в скором времени, надеюсь, мы поставим их на другие станции. На «Пушкинской», впрочем, тоже надежные машины немецкого происхождения, с которыми монтажники разобрались без особых проблем. Все три эскалатора уже на своих штатных местах, и мы приступаем к пусконаладке.
Монтажники накрыли подъемники защитным полотном в зоне работ бетонщиков, которые готовят опалубку для сооружения плиты перекрытия над машинным отделением эскалаторов. Скоро здесь появятся турникеты для пассажиров. Сварщик чиркнул электродом по арматуре, и в сполохах яркой подсветки засиял огромный свод над нами.
Специалисты компании «Монплезир» выполнили уникальную реставрацию этого архитектурного шедевра, который в спешке не замечают многие пассажиры. Восстановлена каждая деталь белоснежного свода, который переходит в эскалаторный тоннель.
Над ним – гипсовый барельефный медальон с профильным изображением Александра Пушкина. Таким запечатлела великого поэта скульптор Мария Литовченко, супруга нашего выдающегося ваятеля Михаила Аникушина, который установил в торце подземного зала свою скульптурную композицию, посвященную Пушкину. Там за спиной поэта – панно художницы Марии Энгельке, изобразившей живописный уголок Царскосельского парка. Не случайно эту композицию в 50-х годах прошлого века называли первым пушкинским мемориалом в советском метро.
Теперь уже совсем скоро у статуи поэта будут вновь встречаться влюбленные, напрямую спустившись из верхнего зала на новых эскалаторах. Пока же всем приходится делать крюк через «Звенигородскую».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (5398) от 13.02.2015.
Комментарии