Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

Когда переступаешь порог этого нового цеха завода электрического транспорта в Невском районе, в глаза бросается голый каркас. В нем не сразу угадаешь трамвай «Витязь»: такое впечатление, будто тут разбирают до последнего винтика и ремонтируют такие вагоны, бегающие на «сотом» маршруте. На самом деле все наоборот: после шестилетнего перерыва, когда прекратил существование Петербургский трамвайно-механический завод, именно здесь возродилось трамваестроение северной столицы. Две модели, созданные на площадке, где разместился Невский завод электрического транспорта (НЗЭТ, входит в компанию «Транспортные системы»), будут представлены на открывающейся 18 сентября в Берлине международной выставке InnoTrans-2018.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Что ни говори, трамвай для петербуржцев это не просто вид транспорта, который и остался-то не во всех городах, а предмет особой гордости. Вспомним блокадные годы. Или то, что единственный в Советском Союзе завод, специализировавшийся на создании трамваев и обеспечивавший ими разные регионы, находился именно в Ленинграде. Да и по длине рельсовой трамвайной сети — свыше 600 км — наш город не имел равных во всем мире.

Словом, обладая таким наследием, жалко было утратить позиции, связанные с изготовлением городского рельсового транспорта. Отчасти ремонтом и выпуском трамвайных вагонов в Петербурге занимался Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ, подразделение «Трансмашхолдинга»), но прежде всего он «заточен» на производство и модернизацию вагонов метрополитена.

Можно было, наверное, возобновить трамваестроение с чистого листа. Однако вышло иначе: прошлой весной в Петербург переехал уже сложившийся завод (подразделение «Транспортных систем»), арендовавший в Твери помещения. И разместился на участке площадью 75 тыс. кв. метров, который предоставил ОЭВРЗ, намечавший освоить выпуск городского электротранспорта совместно с одной из зарубежных компаний. На отдельной территории этого участка, где раньше находились резервные рельсовые пути, в готовых корпусах и справил новоселье Тверской механический завод электротранспорта, сменивший прописку и, само собой, имя...

Тверские вагоны пришлись петербуржцам по душе. Один из наиболее длинных в городе трамвайных маршрутов # 100 обслуживают 16 единиц изготовленной в Твери техники — «Витязи», «Богатыри» и «Витязи-М».

А в августе «Горэлектротранс» получил еще два вагона последней «ратной» модели, но уже с петербургской площадки. Такие низкопольные трехсекционные трамваи ходят в Краснодаре и Ростове-на-Дону. Но больше всего, почти 200, их в Москве, и еще сотню подобных вагонов, предназначенных для столичного трамвайного парка, заводчанам предстоит изготовить в Петербурге.

«Не зря говорят: переезд равносилен пожару, — говорит Александр Львов, директор Невского завода электрического транспорта. — Чтобы минимизировать потери, пришлось перейти на вахтовый метод: одна команда из Твери прилетает и работает тут пару недель, потом на ее место заступает другая. Только так удалось не сорвать обязательства по контрактам и срокам, ведь сразу обновить на новом месте весь коллектив невозможно».

К августу завод вышел на полную мощность: 14 вагонов в месяц, полторы сотни в год. Но, как считает Львов, предприятие способно увеличить объем продукции вдвое. Возможность выкупить арендуемые корпуса, в одном из которых идет сборка, а в другом испытание трамваев, и расширить линейку продукции у НЗЭТ есть...

Вместе с Александром Настиным, техническим директором завода, мы идем по основному корпусу, где трамвайные «скелеты», поступающие на тралах опять же из Твери, обрастают «плотью». Обычный заводской конвейер: с каждым фрагментом сборки, а всего их тут десять, «Богатыри» и «Витязи» обретают привычный нам вид.

Главное, объясняет Настин, чтобы не подвели поставщики оборудования и материалов, число которых перевалило за сотню. Число зарубежных партнеров завода (Германия, Финляндия, Чехия), без того небольшое, при этом снижается. Отечественные производители, однако, держат марку. Интерьер вагона обеспечивает, к примеру, Красноярск, материалы на обшивку дает Нижний Новгород, а за приводы, медиакомплексы и отдельные позиции по электронике отвечают промышленники из северной столицы.

Когда трамвай собран, железная «рука» трансбойлера переносит эту махину из одного корпуса в другой, где его начинают как под лупой осматривать. Первым делом специалисты тестируют электросистемы — сначала под низким (приборы, мониторы, дверные устройства), затем под высоким напряжением. На другом участке дождевальная рамка устраивает ливень, чтобы в салоне не обнаружилась ни одна капля воды: корпус должен быть полностью герметичным.

Затем начинается трехкилометровая обкатка, в ходе которой проверяют все режимы работы трамвая, идущего под контактной сетью. Если на одном из этапов заводской контролер запишет в техпаспорт замечание, изделие возвращается в цех (точно так же «экзаменуют» готовые вагоны метрополитена). А когда трамваи получает заказчик, и он не сразу выпускает их на линию — сначала обкатывает в своем парке.

После переезда в Петербург завод начал осваивать и новые модели. В доработке одной из них («Львенок»), с низким полом, сниженной шумовой нагрузкой и более комфортной для водителя кабиной, а также ее «взрослого» собрата, названного «Львом», участвовали петербуржцы. Именно с этими моделями НЗЭТ собирается выходить на европейские рынки.

Какое-то время завод будет по-прежнему делать ставку на тверских работников, обладающих высокой квалификаций. Но доля вахтовиков станет постепенно снижаться, уверяет Александр Львов, а в перспективе упадет, возможно, до нуля. Согласно графику приема персонала, 70 вакансий здесь займут скоро петербуржцы. Причем не только слесари и электромонтажники, но и технологи, наладчики электронных систем, экономисты. Многие инженерные позиции закроют, как ожидается, выпускники вузов северной столицы. Один из них — Петербургский государственный институт путей сообщения — уже передал заводу своего выпускника с красным дипломом.

#трамвай #завод #производство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (6262) от 05.09.2018 под заголовком «Под ливнем «Витязю» уютно».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.