Как в Петербурге ремонтировали трамваи на скорость

Знаете, что такое торопиться неспешно? Это когда трамвай сошел с рельсов или встал на дороге из-за поломки, а прибывшие по сигналу умельцы начинают «разруливать» ситуацию. Делать это нужно и быстро, чтобы убрать перекрывший движение вагон, и осторожно, выполняя работы среди уличной толчеи. Но уложиться в нормативы, предусмотренные для таких случаев, некоторым удается до срока. Спецы, вошедшие в финал проведенного на днях конкурса профессионального мастерства аварийно-спасательной службы (АВС) «Горэлектротранса», это убедительно показали.

Как в Петербурге ремонтировали трамваи на скорость | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Рельсовый транспорт, конечно, удобен: в Петербурге — одна из наиболее протяженных в России городских трамвайных сетей (около 400 км), а на линию выходит ежедневно 500 — 600 единиц подвижного состава. Но при этом он достаточно уязвим. Если вагон в пути неожиданно замер, пассажиры начинают ворчать на водителя. И, как правило, зря: в большинстве случаев он ни при чем. Особенно когда лихие автомобилисты подрезают трамвай, провоцируя столкновение, и он тормозит. Хотя перекресток, где в месте скрещивания проводов образуется обесточенный участок, нужно, напротив, пройти на полном ходу.

Да только ли это! Ветви деревьев при шквалистом ветре упали на рельсы или контактную сеть — останавливайся и жди аварийщиков. Прорвало трубу и на дороге произошло «наводнение» — тоже вынужденный простой. А уж ситуации, когда маршрутка встала, сломавшись, прямо на рельсах или попала в аварию, перегородив путь, и вовсе не редкость.

По всему Петербургу АВС имеет восемь своих баз, каждая из которых обслуживает два-три района. Поступил сигнал — и тяжелый «КамАЗ», оборудованный грузоподъемными механизмами, спешит на помощь. «Выезжать приходится когда как: то за целую смену, которая длится сутки, ни одного происшествия, — говорит руководитель службы Сергей Торопов, — а то три-четыре вызова, если не больше».

По его словам, трамваи теперь сходят с рельсов редко, учитывая обновление подвижного состава, стального полотна и контактной сети. Да и старые вагоны, отслужившие два-три десятка лет, после модернизации не узнать: внешний облик вроде бы тот же, а внутри буквально все — от электроники до тележки — как у инновационных собратьев. Аварийщики также получают машины: парк этого подразделения за последние два-три года пополнили три единицы спецтехники, и в будущем году ожидается прибавка.

Условия работы не везде одинаковые. В Москве, к примеру, почти все трамвайные трассы залиты асфальтом, и если вагон там сошел с рельсов, его достаточно поддомкратить и ловко «отбить уголками», подвинув на место, поясняют специалисты. А когда много открытого полотна, как в Петербурге, поставить вагон на рельсы гораздо труднее.

«Вот и приходится мастерить приспособления, вспоминания старое доброе рационализаторство», — добавляет Александр Савельев, бригадир АВС.

«Эта служба существует с февраля 1941 года, — рассказала Ольга Лаврентьева, заместитель директора «Горэлектротранса», — но именно Александр Майоров, руководивший ею несколько десятилетий, добился того, чтобы она работала как часы. Конкурс профмастерства в АВС организовал тоже он, и думаю, стоит учредить премию имени этого ветерана, который не так давно ушел из жизни».

16 лучших аварийщиков (по четыре от каждой бригады) и водители спецавтобазы, прошедшие жесткий тестовый отбор, приняли участие в соревновании. В прошлый раз конкурсантам предстояло поставить на «путь истинный» сошедший с рельсов трамвай, и рекордсмены сделали это за семь минут. А нынче организаторы смоделировали ситуацию, при которой у трамвая заклинило колесную пару.

Члены судейской бригады дают отмашку, и к двум вставшим трамваям подъезжает задним ходом аварийная техника. Пока одни рабочие, облаченные в оранжево-синюю спецодежду, бегут расставлять дорожные знаки (все как в реальных условиях), другие ставят на «лбу» вагона железные брусья и, приподняв мощной гидравликой 8-тонный вагон, подкатывают под его днище аварийную тележку. В таком виде трамвай можно катить к месту назначения.

Призеры нынешних соревнований справились с этой задачей, показав не менее высокий, чем на предыдущем конкурсе, результат: 7 минут 34 секунды.

#трамвай #ремонт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6266) от 11.09.2018 под заголовком «По рельсам через барьеры».


Комментарии