По порядку рассчитайсь! В Петербурге заработала лаборатория по учету нерп

В Петербурге тюленям симпатизируют. Во многом этому способствует немалый интерес горожан к реабилитации детенышей ластоногих, которых каждую весну находят на берегу Финского залива. Имеет место и общий подъем экологического сознания, запрос на больший контакт с природой - даже косвенным путем, через подписки на экологические группы в соцсетях или волонтерскую поддержку проектов по спасению диких животных.

По порядку рассчитайсь! В Петербурге заработала лаборатория по учету нерп | Ладожскую нерпу посчитают, применив самые передовые технологии. ФОТО АВТОРА

Ладожскую нерпу посчитают, применив самые передовые технологии. ФОТО АВТОРА

Тем не менее большая часть «тюленьих» проектов до сих пор выполнялась силами общественных организаций и не имела постоянного финансирования. Ведь какой-то специализированной структуры, которая занималась бы мониторингом тюленьих популяций, в Петербурге не существовало.

Как следствие, между учетами численности этих животных зачастую проходило по десять лет, а некоторые районы Ленобласти и до сих пор остаются «терра инкогнита» - неизвестно, где и когда там встречаются тюлени.

Если в Финском заливе морские звери не являются большим сюрпризом для специалистов (все-таки это часть Балтийского моря), то Ладожское озеро с населяющей его ладожской кольчатой нерпой - явление уникальное. На планете имеется всего несколько озер, которые могу похвастать наличием в них представителей семейства безухих тюленей.

Именно с целью учета ладожской кольчатой нерпы в Петербурге в конце минувшего года была организована новая лаборатория, а точнее - сектор морских млекопитающих. Он создан на базе Государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства (ГосНИОРХа), который занимается мониторингом водных биологических ресурсов Ленинградской области. К слову, недавно институт официально стал подразделением Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии в рамках проекта единого государственного центра по изучению биоресурсов Мирового океана.

Конечно, никто не собирается «добывать» эндемичную нерпу, но сектор морских млекопитающих появился в сугубо прикладном институте все-таки не случайно.

Дело в том, что рыбаки, промышляющие на Ладоге, в отличие от жителей северной столицы ладожской нерпе отнюдь не симпатизируют. Мне уже приходилось ранее писать о том, что она, будучи высокоорганизованным хищником, давно и прочно пристрастилась кормиться рыбой из снастей.

Животные успешно находят места их постановок по звуку лодочного мотора, запоминают расположение. Для рыбаков это означает потерю улова, для тюленей - высокий риск гибели, запутавшись в ставных сетях или застряв в рыбных ловушках (заколах, мережах).

При любом обсуждении охранного статуса ладожского подвида излюбленный тезис рыбаков: «Нерпы в Ладоге сделалось очень много». Ученым нечего было возразить: последний по времени учет численности проводился в 2012 году. Тогда были учтены около 5000 тюленей, что действительно немало по сравнению с 2001 годом.

Но с тех пор ситуация могла измениться, причем в любую сторону. Выяснить, сколько нерпы обитает в озере, можно лишь с воздуха во время линьки животных, когда значительная часть популяции залегает на весеннем льду. Аренда самолета - недешевое мероприятие. Именно высокая стоимость работ являлась причиной отсутствия свежих данных о состоянии популяции.

Задача вновь созданного сектора - в ближайшие несколько лет провести серию авиационных учетов. Планы весьма амбициозные, ведь при этом планируется соединить классическую зоологию и инновационные методы.

«Умеренный» размер Ладожского озера позволяет покрыть учетными полосами значительную часть акватории. Автоматическая фотосъемка даст возможность получить десятки тысяч изображений поверхности льда. И здесь уже понадобится работа программистов: необходимо будет обучить нейросеть распознавать образы тюленей на льду, отличать темные силуэты особей от трещин и полыней, теней, отбрасываемых ледяными обломками, контуров рыбаков-любителей. Статистической обработкой и «осмыслением» результата займутся профильные специалисты-зоологи.

В качестве ложки дегтя: учет удастся провести, если нормально встанет лед. В последние годы зимы становятся все мягче, нередки ситуации, когда Ладога замерзает лишь частично и освобождается очень рано...

Однако учет численности животных не единственная задача сектора. Существует целый ряд вопросов, которые пока изучены недостаточно хорошо (либо данные безнадежно устарели): куда перемещается нерпа в течение года, где расположены места ее кормежки, размножения, летних залежек? А также от каких факторов зависит «посещение» нерпами рыболовных сетей? Получить эти ответы усилиями одной группы специалистов, даже с государственной поддержкой, затруднительно. Ладожское озеро хотя и меньше Белого или Охотского морей, но все же расположено сразу в двух субъектах Российской Федерации. Расстояние от устья реки Волхов до карельского города Сортавала составляет почти двести километров. В связи с масштабностью задач планируется кооперация ГосНИОРХа с другими организациями, занимающимися исследованием ластоногих. Кстати сказать, не только местными: в последние годы интерес к Ладожскому озеру значительно вырос у столичных НИИ.

На выходе специалисты надеются разработать рекомендации по снижению негативного воздействия нерпы на рыбаков и рыбаков на нерпу. В том числе рекомендации об оптимальных сроках и местах постановки рыболовных орудий. Насколько эта задача решаема в современных российских реалиях, покажет время.

#животные #тюлени #природа #ученые

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 010 (6608) от 22.01.2020 под заголовком «По порядку рассчитайсь!».


Комментарии