По «Неве» до Волги. Как прошел первый год работы трассы М11

Скоростную автомагистраль между двумя столицами довели до Петербурга в декабре 2019 года. Как отработала федеральная трасса М11 «Нева» свой первый полноценный год, разбирались корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

По «Неве» до Волги. Как прошел первый год работы трассы М11 | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Первая точка трассы, на которой встречает магистраль водителей, – пункт взимания платы (ПВП) на 681-м километре, или первом со стороны Петербурга. ПВП – это довольно масштабное сооружение с тоннелем (более сотни метров длиной) и надземным проходом. Но главное – 26 ворот для проезда автомобилей: 9 на въезд в сторону Москвы и 17 на выезд с магистрали – въезд в Петербург. В том числе имеется по одной широкой полосе в каждом направлении – для негабаритных транспортных средств. Причем с въезжающих на трассу автомобилистов денег здесь не берут.

К этому не все водители еще привыкли. При нас один из автомобилистов расспрашивал, как бы ему оплатить проезд. А всего-то надо нажать на кнопку и получить въездной билетик, по которому расплатиться придется лишь в конце пути. На всем протяжении магистрали от Петербурга до съезда на трассу М10 у Твери водитель больше не встретит ни одного пункта оплаты. Все они расположены на съездах, так что скорость снижать не придется – в отличие, например, от Западного скоростного диаметра.

Кстати, о скорости. Одним из новшеств последнего года стало увеличение скоростного режима – до 130 км/час на участке от 546-го до 208-го километра. На остальных отрезках пока разрешены 110 км/час. Вполне вероятно, что весной повысят лимит и на участках ближе к Петербургу. Летом здесь еще шли работы по благоустройству территорий, но теперь все сделано.

– За прошедший год мы завершили благоустройство нашего участка М11 – от Мясного Бора до Петербурга: заменили временные туалеты капитальными и оборудовали площадки отдыха удобными местами для пикника. За год с момента открытия финального участка трассы по ней проехали более 9 миллионов автомобилей. Кстати, особой популярностью пользуется 15-километровый отрезок от КАД до съезда на Софийскую улицу и Колпино, который избавляет жителей пригородов от пробок на М10: на него приходится до 20% потока всей платной трассы. За год превзошли все ожидаемые показатели: летом трафик вырос до 30 – 35 тысяч автомобилей в сутки, хотя, по прогнозам, ожидалось приблизительно 20 – 25 тысяч. При этом нам удалось избежать пробок на пунктах оплаты, – рассказал Антон Новиков, генеральный директор ООО «Магистраль двух столиц».

Площадки с местами для пикника, как назвал их руководитель оператора трассы М11, на участке 546 – 684-й км востребованы. На одной из них, чуть ли не самой близкой к Петербургу, на 657-м километре, припарковалось с десяток фур. Погода, правда, пикнику не благоприятствовала – дальнобойщики отдыхали в кабинах.

– Еду из Петербурга в Казахстан с грузом, сначала по «Неве», потом будут другие трассы. Магистраль хорошая. Остановился передохнуть, так как еще до этого по городу мотался. А путь впереди долгий, надо подзарядиться, – объяснил свою остановку уже через 17 км пути водитель Сергей Беляков.

Обзаводится магистраль не только площадками для отдыха, но и памятниками. Летом близ Мясного Бора был открыт монумент «Погибшим при защите Отечества». Здесь, в новгородских болотах, в годы Великой Отечественной войны сложили головы около трехсот тысяч советских солдат и офицеров. Их памяти и посвящен мемориал, возведенный у самой трассы и хорошо видный проезжающим.

Проблемой магистрали долгое время были неустойчивая мобильная связь и интернет-покрытие. Сейчас стало получше – один из операторов покрывает ее полностью, еще два обещали выйти на 100-процентное покрытие сетью уже к концу нынешнего года. Как говорится, поживем – увидим.

Естественно, с каждым месяцем растет число водителей, которые оплачивают проезд транспондерами, – сейчас таковых уже 79 процентов. Выгоды очевидны, хотя скидка здесь не столь велика, как на ЗСД, где она превышает 50%. На М11 стоимость поездки с оплатой транспондером примерно на четверть меньше. Максимальный тариф для проезда легковушек по М11 – 2560 рублей за проезд от Петербурга до Москвы при оплате наличными и 1860 рублей при оплате транспондером T-pass. Выигрывается и время.

Платная2_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Отметим, что операторы платных дорог России заключили соглашение о возможности использования единого транспондера на всех трассах, так что с транспондером от ЗСД можно проехать и по М11 с теми же самыми скидками. Что до оплаты по карте и наличными, то она не особо приветствуется, тем более во времена пандемии, но вполне возможна.

Однако платить желают не все. Оказывается, и на трассе М11 имеются зайцы – не лесные, а те, которые за рулем. Только за один месяц, в августе, в Петербург пробрались зайцами 930 водителей легковых машин, грузовиков и мотоциклов. Могло быть и больше, если бы не установка негибких шлагбаумов – раньше на ПВП использовались отгибаемые стрелы. Но теперь некоторые водители идут «на таран», просто сбивая шлагбаумы.

Нарушителей, разумеется, ищут, тем более что каждый случай фиксируется видеокамерами. Повреждение шлагбаума относится к ДТП, а если виновник скрывается с места дорожно-транспортного происшествия, то ему грозит лишение прав. Впрочем, этот вопрос в законодательном плане еще не окончательно решен – и операторы платных трасс «выбивают» очередные ужесточения для нарушителей.

Круглосуточно работают и аварийные комиссары, помогая в случае ДТП или поломки. Каждый месяц на участке между Петербургом и Великим Новгородом водители обращаются за помощью около 500 раз. Чаще всего это не серьезные аварии, а вынужденные остановки из-за проблем с двигателем или, что совсем банально, когда кончается бензин – на эти случаи приходится 60% обращений. Что неудивительно – заправок на трассе пока, прямо скажем, немного – иногда АЗС можно не встретить на протяжении сотни километров. «Обсохшим» помогают так: водителя везут на заправку, выдают канистру и возвращают обратно к автомобилю.

Комиссары выезжают и на ДТП, а таковых случается ежемесячно по нескольку десятков. Однажды зафиксировали движение мотоциклиста по встречке – нарушителя пришлось догонять с сиренами. Три-четыре раза в месяц водители просто бросают свое авто на дороге. Комиссарам приходится его огораживать, выставлять знаки и аварийные огни, пока брошенную машину не увезет эвакуатор или за ней не вернется владелец.

В по-настоящему зимних условиях опасность, как правило, возрастает. Нынешний декабрь, конечно, суровым не назовешь, снегоочистительная техника пока в основном простаивает. Но никто не знает, что будет дальше, поэтому соответствующие службы наготове. На 650-м километре возле Тосно заезжаем на базу дорожников. В огромном ангаре есть все, что требуется для борьбы с гололедом: в одном его краю гора соли, в другом – песко-соляная смесь. Здесь же штабель тюков с реагентом, который разводят и поливают им дорогу, чтобы избежать гололеда.

На площадке у ангара выстроилась дорожная техника нескольких спецификаций. Команду ей дают из центра управления трассой, где собирают данные от автоматических метеостанций, датчики которых вживлены в дорожное полотно. Таких на участке до Мясного Бора – 8 штук. От них поступает информация о температуре и влажности дорожного покрытия, направлении и скорости ветра. Решение о применении противогололедных препаратов принимают на основе этих данных.

– В Петербурге зима пока не очень чувствуется, а на участках М11 уже в полной мере: случаются и заморозки, и переходы температуры через ноль, а это самое опасное на дороге. Были и снегопады с метелями. Первую противогололедную обработку дорожного полотна в этом году специалисты производили уже в начале ноября. С начала осени склады были заполнены требуемым количеством противогололедных материалов. Сейчас их заготовлено больше 15 тысяч тонн, при необходимости поставщики готовы пополнить запасы, – рассказал Андрей Цапу, представитель ООО «ОСА Северо-Запад», обслуживающего участок М11 от Петербурга до Мясного Бора.

Обработку трассы начинают специальными реагентами еще до снегопада – важно, чтобы снег не скатывался в корку, которая на скорости смертельно опасна. Когда же снег выпадает, на дорогу выходят магистральные машины с ковшами-отвалами. Едут они со скоростью 50 – 70 километров в час, современная техника позволяет очищать дорогу на такой скорости. На каждой площадке отдыха останавливаются, чтобы пропустить скопившийся за ними транспорт. Обгонять уборочную технику очень опасно – между машинами образуется снежный вал, на котором легковушка может потерять управляемость.

Напомним, что трасса М11 «Нева» проходит по известным историческим местам, о которых рассказывал еще Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву». Современным путешественникам об истории поведает бесплатный аудиогид – еще одна новинка М11. Водитель может его скачать и получать информацию о достопримечательностях, которые находятся близ трассы. Например, о Саблинских пещерах, Охотничьем домике императора Александра II, памятнике артиллерийскому тягачу и о многом другом. Заодно и ехать будет повеселее.

#дороги #М11 #транспорт #трасса

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (6823) от 09.12.2020 под заголовком «По «Неве» до Волги».


Комментарии