По ком молчит колокол? Почему подаренная городу звонница никому не нужна

Когда идешь к новому футбольному стадиону по пешеходному Яхтенному мосту, который сначала поднимается над Финским заливом, а затем ныряет под ЗСД, справа появляется стройная бетонная арка с небольшими колоколами.

По ком молчит колокол? Почему подаренная городу звонница никому не нужна | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мост почти всегда многолюден, не заметить арку невозможно. Слышу, как девушка спрашивает у своего молодого человека: «Что это?». Тот пожимает плечами, и они переходят к другим темам. Интересоваться у других гуляющих, большинство из которых ровесники сооружения или моложе, вряд ли есть смысл.

Между тем 27 мая 2002 года на стрелке Крестовского острова 27-метровую бетонную арку-звонницу с карильоном - музыкальным инструментом на 41 колокол - открывали с большой помпой первые лица города. Предполагалось, что с помощью ручного и электронного управления на карильоне можно будет исполнять светскую и духовную музыку. И ее услышат на расстоянии до полукилометра.

Это был подарок Петербургу накануне его трехсотлетия от частного фонда. Архитектурный проект создавал московский зодчий Игорь Гунст, шесть лет назад покинувший этот мир. Колокола отливали в России и Нидерландах.

Но юбилейные дни быстро пролетели, подарок оказался никому не нужен. Концертов на карильоне не проводили. Как сообщила Надежда Ефремова, старший научный сотрудник Музея городской скульптуры, вопрос постановки арки на музейный учет даже не обсуждался. Она не является мемориалом, а ее художественные достоинства тогда не сочли достаточно весомыми.

Через четыре года после сооружения арки-карильона началась эпопея со сносом Стадиона им. Кирова и строительством нового, которая заняла в общей сложности десять лет. За это время электронный механизм был демонтирован, вход на смотровую площадку арки замуровали. Да и некуда стало с нее смотреть: береговая линия залива удалилась от нее на добрую сотню метров, одновременно со стадионом строили ЗСД... В итоге сейчас башня оказалась на закрытой для публики территории стадиона, хотя, по источникам, фактически бесхозна.

Но парадоксальная вещь. Когда башню строили, рядом был Кировский стадион, образец сталинского ампира, и пустынный берег. Кстати, в этом году исполнилось 70 лет со дня открытия Стадиона имени Кирова. Его строили по проекту известного архитектора Александра Никольского и его группы долго, с перерывами на войну почти два десятилетия. Проектирование началось в 1932 году, открыли стадион летом 1950-го. В тридцатые годы стадион задумывался Никольским как часть огромного культурно-спортивного комплекса для нового человека социалистической эпохи на заброшенной западной части Крестовского острова. Во второй половине сороковых годов градостроительный контекст изменился. Стадион стал частью Приморского парка Победы - мемориала победы над фашизмом. Именно тогда еще мощнее зазвучит идея стадиона-чаши, «погруженной» внутрь огромного искусственного холма высотой 16 метров.

Сегодня забыли, что в 1988 году по решению уже «перестроечных» ленинградских властей Приморский парк Победы стал «памятником местного значения», в нынешней терминологии - объект культурного наследия регионального значения. При этом стадион не получил никакого охранного статуса... Но вовсе не по забывчивости экспертов: ему готовили «звание» памятника федерального значения! По разным причинам работа затянулась, но в 2001 году необходимое постановление правительства РФ наконец было издано. Тогда никто не предполагал, что стадион, переживший четыре реконструкции, но сохранявший главную идею Никольского - насыпной холм, пробудет в почетном статусе памятника архитектуры всего пять лет. В 2006 году он был исключен из всех списков и снесен. Как пояснял мне профессор МАРХИ Олег Явейн, сохранение холма и строительство на нем нового стадиона было бы беспрецедентной по сложности задачей. Вероятно, решили не рисковать. И Петербург потерял один из своих важных градостроительных ансамблей.

Впрочем, этот разговор состоялся задолго до строительства центрального участка ЗСД, который снова изменил градостроительный контекст. Объект да еще с европейским карильоном и в 2003-м выглядел несколько чужеродным.

Сегодня доступ к нему преграждает высокий забор, колокола не звонят, а только сиротливо поблескивают на солнце, напоминая о несбывшейся музыке. А даже если бы и звонили, их уверенно заглушит трафик ЗСД. Вида на Финский залив нет. Но именно сейчас в окружении стадиона, скоростной автотрассы, Яхтенного моста и променада с бетонной оградой вдоль берега башня стала своей. Не зря Гунст, построивший несколько крупных спортивных комплексов, считал этот скромный объект творческой удачей.Вопрос, что делать с башней, можно счесть риторическим. Самый простой путь - дождаться, когда конструкции станут аварийными, и потихоньку разобрать ее. Альтернатива - сделать площадку перед башней доступной. Установить наверху, например, часы с боем. Может быть, подключив для этого сохранившиеся колокола. Еще один вариант - перенести арку ближе к берегу, к станции метро «Новокрестовская», которая уже успела стать «Зенитом». При этом надо поискать точку, где меньше шума.

Урбанисты говорят, что, если Петербург стремится к полицентричному развитию, когда город не будет делиться на центр и «спальные» районы с бесконечными поездками туда и обратно, образец самодостаточного центра нового поколения, где все есть, возникнет именно здесь, вокруг стадиона «Газпром-арена». Почему бы арке-звоннице не стать его частью?

#колокола #город #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (6756) от 04.09.2020 под заголовком «По ком молчит колокол».


Комментарии