Пикник с последствиями. Весенний пал травы оборачивается бедами

Петербуржцы истосковались по хорошей погоде: весна нынче выдалась хмурая. Вот и ловят погожие деньки, устремляясь на дачные участки или, в предвкушении шашлычных посиделок, на лоно природы. Только кому‑то с той радости, по выражению персонажа известного фильма, одни убытки. Весенний пал травы-сухостоя оборачивается порой настоящими бедами.

Пикник с последствиями. Весенний пал травы оборачивается бедами | Фото Максима СЛУЦКОГО/ТАСС

Фото Максима СЛУЦКОГО/ТАСС

В черте города и соседней ­Ленобласти ситуация еще сносная, а в ряде регионов пожары, повлекшие человеческие жертвы, уже принимают угрожающие масштабы. В целом, по состоянию на 3 мая, в стране было выявлено 15,5 тыс. неконтролируемых палов, 17 тысяч раз пожарные службы выезжали на место таких возгораний, а 4,1 тыс. человек привлекли к ответственности, сообщает МЧС России.

Вот уж действительно: из искры возгорится пламя. Когда после долгой зимы горожане выбираются в садоводства, лесопарковые зоны и к озерам, то в одном месте, то в другом начинает пылать сухостой. И огонь в таких случаях нередко перекидывается на стоящие по соседству гаражи, садовые дома, погреба и сараи местных жителей. В прошлые годы такие пожары отмечались, по официальным данным, в Красносельском, Пушкинском, Колпинском, Курортном и других районах на окраине Петербурга.

Не поджигайте сухую траву, это опасно, твердят представители МЧС. Не разводите огонь на торфяных почвах и поблизости от деревянных строений, взывают спасатели. А выезжая на дачи, помните: сжигать траву и мусор нужно на специально оборудованных площадках. Правила‑то простые, верно?

Но труднее всего, говорят, усваиваются банальные истины. Подтверждение тому — подобные весенние «фейерверки», ставшие делом обычным.

Вот и нынешний год, несмотря на запоздалое тепло, не дает огнеборцам расслабиться. Первый случай поджога прошлогодней травы был зафиксирован 21 апреля. На проспекте Королева и у озера Долгое в Приморском районе она горела тогда на общей площади около 500 кв. метров.

Дальше — больше. Горячие деньки для пожарно-спасательных подразделений наступили в минувшие майские праздники. Рейды, которые они провели в ряде лесопарковых зон, показали, что число любителей отдохнуть там с мангалом (нарушая принятые в Петербурге правила охраны и использования территории зеленых насаждений) не убывает. Немало оказалось их, например, в Шуваловском парке и вблизи Суздальских озер.

Дело ограничилось беседой и составлением административных протоколов. Но когда траву жгут на примыкающих к лесу участках, гражданам грозит штраф в размере 3 – 4 тыс. рублей (должностные лица могут выложить при этом 15 – 20 тысяч). А за более опасные нарушения, связанные с уничтожением имущества, и того больше, разъяснили специалисты.

Такие напоминания нелишние. Неизвестно, кто кинул спичку в сухую траву, вспыхнувшую 10 мая «под боком» у Колпина, на границе с бесхозными полями. Но погода была солнечная и ветреная, огонь разгорелся, и колпинцы, живущие в районе Заводского проспекта, почувствовали задымление. На что не преминули пожаловаться в соцсетях, рассказав про «ужасный запах», из‑за которого им пришлось закрывать окна.

«Масштабы бедствия сильно преувеличены, это не чрезвычайная ситуация, — пояснили представители районной администрации, куда корреспондент «СПб ведомостей» обратился на следующий день. — Пламя быстро потушили, задымление прошло. Но случай, конечно, неприятный. Неосторожное обращение с огнем может привести к тяжелым последствиям».

Неприятностей подобного рода в Северной столице случилось нынче немало. С наступлением нового пожароопасного сезона произошло 70 таких возгораний (в основном на южных окраинах города), общая площадь которых составила 3,9 га, а пожарные расчеты 247 раз выезжали тушить огонь. Это сведения на 11 мая, которые пресс-служба Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу предоставила по запросу нашей газеты.

В Ленобласти не лучше. К 4 мая экстренные службы региона приняли 409 таких сообщений, по большинству из которых ведутся проверки. Поджогами сухостоя «отметились» Всеволожский, Кингисеппский и Лужский районы. Жители одного из кварталов (ЖК «Ново-Антропшино») города Коммунар Гатчинского района, как и колпинцы, ощущали сильный дым от поджогов прошлогодней травы на соседних полях.

Но в целом происшествий, связанных с сезонным палом травы, в области оказалось существенно меньше, чем годом ранее.

Чего не скажешь о других регионах. Лесные пожары, бушевавшие этой весной из‑за отжога сухостоя в Красноярском крае, Кемеровской, Иркутской, Новосибирской, Омской и Курганской областях, унесли двенадцать жизней. И еще 13 человек пострадали от огня, распространению которого способствовал сильный ветер. Такие данные прозвучали на совещании, которое вице-премьер Виктория Абрамченко провела недавно со специалистами профильных служб.

Она предложила ужесточить ответственность за поджоги, сделав ее «отрезвляющей». Ведь причиной чуть ли не всех природных пожаров в этом году стали сельскохозяйственные палы, неосторожное обращение с огнем и просто травяные поджоги, то есть человеческий фактор. А пренебрежение противопожарными нормами приводит нередко к гибели людей, огромному урону инфраструктуре и сокращению лесного фонда.

Правда, причиной возгораний нынешней весной стали еще и сбои в системе электроснабжения: обрывы линий электропередачи из‑за падения деревьев, короткие замыкания и неурядицы на подстанциях. А процедура отключения воздушных линий, которые могут вызвать пожар, в России пока толком не урегулирована, признали участники совещания.

#пожар #огонь #МЧС

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7167) от 13.05.2022 под заголовком «Пикник на сухой траве».


Комментарии