Петербуржцы не хотят выходить с удаленки

Все направления бизнеса, активно использующие труд агентов, осенью этого года столкнулись с одной и той же проблемой: ушедшие в свое время «на дистанцию» сотрудники не хотят возвращаться в офисы. А многие и вовсе отказываются от сотрудничества с прежним работодателем, отправляясь в самостоятельное предпринимательское плавание.

Петербуржцы не хотят выходить с удаленки | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

«Зачастую специалисты, работая из дома, продолжали использовать готовую клиентскую базу, – поясняет генеральный директор сети турагентств «Магазин горящих путевок» Сергей Агафонов. – И со временем часть из них осознали, что, имея прямой контакт с покупателями, они способны обойтись и без прежнего работодателя». Да и клиенту порой выгоднее иметь дело не с большой вертикально интегрированной структурой, а с конкретным человеком.

По данным единой межведомственной информационно-статистической системы, на 1 июля 2021 года в России было зарегистрировано около 32 тыс. предприятий с ОКВЭД 79 (деятельность туристических агентств). Их стало на 12,4% меньше, чем на ту же дату в 2020-м. И на 16% меньше, чем в докризисном 2019-м. Примерно та же картина наблюдается и в других отраслях, где активно используют труд агентов. В недвижимости, страховании, консультировании и т. д. Проблема везде одна: почувствовав вкус к самостоятельной работе и получив доступ к клиентской базе, многие агенты ушли в самозанятые или стали индивидуальными предпринимателями. «Еще в начале прошлого года я работала в довольно большой компании. Думать не думала, что стану свободным агентом, – признается Светлана Коробейникова. – Однако, когда нас отправили по домам, сохранив доступ к клиентской базе, со временем поняла, что могу обслуживать людей и самостоятельно».

Конечно, здесь многое зависит от отрасли и принятых в ней правил игры. В сфере недвижимости, к примеру, агент тоже может работать сам по себе. Но его деятельность сильно осложняется необходимостью оформлять большое количество документов, взаимодействовать с регистрирующими органами и пр. А вот в сфере услуг (в туризме, сервисном обслуживании и т. п.) агентом трудиться несколько проще. И хотя продать клиенту готовый пакетный тур все же сложнее, чем колбасу в магазине, суть процесса примерно та же. «Если есть клиентская база и умение продавать, можно хотя бы попробовать делать это самостоятельно», – уверены самозанятые.

Как результат, «персональная» ситуация в сфере туризма, по оценке главы специализированного кадрового агентства Business Travel Job Карины Яковлевой, сейчас весьма сложная. По ее словам, многие вакансии (в первую очередь на рядовые должности) не закрываются месяцами, а продолжительность поиска линейных специалистов увеличилась в 2,5 – 3 раза. «Потребность в кадрах растет, а кандидатов нет», – пояснила она в одной из социальных сетей. Правда, по оценке Яковлевой, виновата в ситуации на только удаленка и уход агентов в самостоятельное предпринимательство. «Увы, но из-за созданных пандемией в сфере услуг проблем из нее ушли даже те, кто проработал там по 10 – 15 лет, – они устроились в иных отраслях, – считает она. – И теперь возвращаться не собираются». А зачем? Ведь их и там неплохо «кормят».

Еще одной причиной дефицита агентов в офисах неожиданно стала и... цифровизация. Ведь если вспомнить тот же 2019-й, то многие процедуры в сфере услуг тогда обязательно происходили только с использованием бумажных документов. А сейчас почти все оцифровано – большая часть нужных «бумаг» существует в электронном виде. И уже никого не удивляет, что путевку на отдых, к примеру, можно купить и получить, вовсе не встречаясь с агентом – все общение происходит онлайн, а документы приходят в «цифре». Да и использование современных технологий позволяет много больше, чем рассматривание каталога (туров, квартир, услуг и пр.) в офисе.

Как и в других направлениях сферы услуг (в частности, в общепите), работодатели из системы гостеприимства сталкиваются с тем, что отрасли категорически не хватает «свежей крови». «Да, желающие работать есть, но молодые специалисты в зарплатных ожиданиях не стесняются, – оценивает ситуацию Карина Яковлева. – Даже не имея должного опыта работы и нужных компетенций, они сразу претендуют на зарплату, которую работодатель готов платить только сотруднику с должной квалификацией». В этой связи и Кира Песелева, директор по персоналу сети отелей Radisson Hotel Group в Петербурге, и ряд других экспертов полагают, что от зачастую безуспешных попыток найти на рынке труда готовых опытных специалистов надо все больше уходить к их постепенному «выращиванию». «Несмотря на некоторые сложности, наши отели берут практикантов. И многие из них у нас остаются», – подчеркнула она.

Надо ли пытаться возвращать агентов в офис? Вопрос спорный и сложный. Многие эксперты уверены: значительную часть таких специалистов, действительно способных вести дела полностью самостоятельно, не удастся вернуть в офисы никогда. А вот другие, не слишком уверенные в собственных силах, вполне могут работать на условиях гибридной занятости, когда часть рабочего времени специалист проводит дома, а часть – в компании. К примеру, подбор тура или консультирование можно проводить из дома, а вот оформлять договор и иные важные документы – в офисе. «Для многих клиентов личная встреча с агентом по-прежнему важна, – подтверждают аналитики. – Онлайн, конечно, хорош, но, когда речь заходит о деньгах, покупатели все еще хотят видеть того, кому они их отдают».

И в этом отношении офис выглядит все же предпочтительнее, чем квартира агента. Однако и времена, и люди меняются...


#работа #удаленная работа #сотрудники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (7033) от 19.10.2021 под заголовком «Агенты ушли на дистанцию».


Комментарии