Петербургские волонтеры наследия открыли летний сезон

На территории Дворцовых (Императорских) конюшен в Петергофе прошел воскресник, добровольцев собрали просветительская программа ВООПИиК «Открытый город» и Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК). Это событие стало частью Всероссийской недели заботы о памятниках истории и культуры. Помимо Петербурга в ней приняли участие Москва, Нижний Новгород, Киров, Саратов и другие города.

Петербургские волонтеры наследия открыли летний сезон | ФОТО автора

ФОТО автора

Сорок пять человек — от школьников до пенсионеров (многие давно и постоянно участвуют в подобных акциях) — быстро и организованно разделились в Петергофе на три команды: одни взяли в руки грабли, другие — лопаты, третьи — метлы. «Вы сами приехали? И работаете бесплатно? Какие молодцы!» — подбодрила волонтеров женщина, гулявшая с ребенком вдоль конюшен. И она должна быть довольна результатом — через два с половиной часа газоны и тротуар сверкали чистотой.

Так кто же эти энтузиасты? Варвара живет в Царском Селе, в Петергофе трудится в первый раз. Она, конечно, слышала о конюшнях, но теперь ознакомилась с этой интересной постройкой вблизи. Для Татьяны ухаживать за исторической территорией стало уже доброй традицией. Как и для Киры из Красного Села, и Никиты с Гражданки. Волонтеры живут в разных районах Петербурга, и всех их волнует судьба Дворцовых конюшен.

Они были построены в 1848 – 1855 годах по проекту архитектора Николая Бенуа, тогда только начинавшего свою славную карьеру. Дворцовые конюшни рассчитаны на 328 лошадей — меньше трехсот у царей не бывало. В начале ХХ века в зданиях конюшен разместились гвардейские казармы, с началом Первой мировой войны здесь находились госпиталь и первая в России мотоциклетная школа. После Октябрьской революции конюшни и пять соседних «Готических домов» (они на пятнадцать лет старше конюшен), в которых жила императорская свита, стали коммунальным жильем. Что, как парадоксально это ни прозвучит, и спасло конюшни и дома от сноса. Позже жилье соседствовало с домом отдыха. Когда в 1975 году коммуналки полностью расселили, вспомнили, что еще в елизаветинские времена на этой территории был обнаружен источник минеральной воды. Комп­лекс конюшен и «Готических домов» отдали под санаторий «Петродворец», который просуществовал до 2012 года. Многие отдыхающие до сих пор помнят эффектное пространство конюшенного манежа с готическими сводами, где располагалась большая санаторская столовая…

Последние десять лет АУИПИК, как владелец этих памятников архитектуры, пытается найти инвес­тора или мецената, который вдох­нет новую жизнь в исторические здания. Поначалу ситуация выглядела оптимистичной. По крайней мере для конюшен. В 2015 году был разработан проект создания в них конноспортивного комплекса, фактически это было бы возвращение к первоначальной функции места. Проект одобрил Совет по культурному наследию Петербурга, но через несколько лет выяснилось, что конники не смогли найти инвестора, способного отреставрировать комплекс общей площадью 12 тысяч кв. метров, и красивый проект был сдан в архив. В 2019 году АУИПИК привело в порядок манеж с царской ложей, появилась надежда на проведение небольших конных праздников, но тут вмешалась пандемия. Теперь АУИПИК отреставрировало под свой офис один из «Готических домов» — примерно так должны бы выглядеть и остальные четыре.

Конюшни2_Пр.jpg
ФОТО автора


Интересуюсь у волонтеров, каким они видят будущее зданий-памятников. Большинство, как выяснилось, за то, чтобы вернуть «Готическим домам» прежнюю функцию, организовав в их стенах базу отдыха или пансионат для детей или пожилых, ведь парк «Александрия» буквально через дорогу. Дворцовым конюшням подойдет функция общественного пространства с выставочными и концертными залами.

По традиции, после уборки территории от прошлогодней листвы и упавших веток состоялась экскурсия. Из полуторачасового рассказа Ларисы Репиной, постоянного экскурсовода «Открытого города», приведу только два факта (один полулегендарный, другой — точный). Из непроверенного: основная идея проекта Бенуа сос­тояла в создании на одной оси трех башен с большими въездными арками, что зрительно увеличивало размеры и мощь ансамбля. Однако практичный Николай I, следивший за проектированием, предложил «запереть» эффектную ось кузницей. Архитектор поспорил, сдвинув на чертеже кузницу обратно. Самодержец подивился такой наглости и все же в конце концов согласился. Из фактического: на втором этаже въездной башни хранили сено, а чтобы его туда загружать, под аркой в толще стены были устроены небольшие окна. Воз заезжал под арку, и сено перегружали в здание.

Время в Петергофе летит незаметно. Подводя итоги волонтерской акции, Сергей Горшкалев, заместитель председателя Петербургского городского отделения ВООПИиК, сказал, что воскресник стал местом встречи старых друзей и обретения новых, а наступающий летний сезон обещает быть насыщенным. Александр Панченко, начальник филиала АУИПИК по СЗФО, поблагодарил участников воскресника: «Это замечательная традиция, когда люди разных поколений трудятся абсолютно добровольно». Что касается приспособления зданий, то, отвечая на этот вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», Панченко согласился с мнением волонтеров. «Готические дома» отлично подходят под дом отдыха, с Дворцовыми конюшнями дело обстоит сложнее: для конного спорта вряд ли найдется инвестор, и надо искать другие возможности.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 

Пользуясь случаем, наша газета поинтересовались судьбой аварийной «Дачи Фаберже» в Песочном, которая также находится в ведении ­АУИПИК. Александр Панченко сообщил, что выделены средства для консервационных и противоаварийных работ, провести их планируется в 2023 году. Параллельно должен начаться поиск тех, кто возьмется за реставрацию этого памятника архитектуры начала ХХ века.


#Петергоф #волонтеры #памятники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 75 (7404) от 26.04.2023 под заголовком «Добровольцы убрались в конюшнях».


Комментарии