Петербург для туристов. Чем город привлечет новых гостей?

В копилке заслуг Петербурга как центра туризма недавно появилась и премия Russian Travel Awards — одна из самых престижных наград в индустрии гостеприимства. Наш город не ударил лицом в грязь, одержав победы сразу в нескольких ее номинациях за проекты, позволяющие развивать туризм даже в нынешних сложных условиях.

Петербург для туристов. Чем город привлечет новых гостей? | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

В частности, Городское турист­ско-информационное бюро стало лучшим в стране среди аналогичных по профилю, программа «Два города — миллион впечатлений» опередила конкурентов в номинации «Лучший межрегиональный туристический проект», а руководитель петербургского комитета по развитию туризма Сергей Корнеев получил награду за большой личный вклад в дело выхода отрасли на принципиально новый уровень. Но самое главное — наш проект «Петербургское гостеприимство/Новая туристская география» признан лучшим маркетинговым проектом в России: получение им премии Russian Travel Awards означает, что он по достоинству оценен как туристами, так и экспертным сообществом.

Почему «Новая география» обрела признание? Очевидно, что изменения в структуре турис­тического потока в город требуют все более точной корректировки программ приема. Ведь вкусы и предпочтения гостей быстро меняются, а вместе с ними надо переформатировать и экскурсионные программы, и спектр событийных мероприятий, и уровень услуг. А чтобы это делать, для начала стоит «нарисовать» портрет приезжающего в город туриста и обозначить перечень его основных интересов.

По данным совместного исследования комитета по развитию туризма Петербурга, агентства «Маркет Гайд» и ряда их партнеров, пандемия и сопровождающие ее последствия, а также иные факторы резко ограничили приток гостей из‑за границы: в 2021 году в Северной столице их побывало не более 4 % от общего числа туристов — всего около 240 тыс. человек. Да и «внут­ренние» путешественники в основном прибывают к нам из пяти крупных регионов — Москвы и Московской области, а также Северо-Западного, Приволжского и Центрального федеральных округов. В целом на них приходится львиная доля турпотока — четверо из пяти гос­тей города на Неве приезжают именно оттуда. Причем московская агломерация вне всякой конкуренции — в 2021‑м она «поставила» в Северную столицу более 38 % туристов-россиян.

Картина интересов путешествующих в Петербург постепенно меняется. Хотя и не так быстро. Первые три места уверенно занимают культурно-познавательный туризм (с целью погрузиться в эту среду приезжают больше 48 % туристов), встречи с родственниками и друзьями (свыше 26 %) и деловой (командировки, переговоры и пр.) туризм, на который приходится почти 12 % прибытий на невские берега. Увы, но новые туристические направления (образование, лечение и оздоровление, гастрономия, шопинг и т. д.) пока у гостей Петербурга не так популярны, как хотелось бы. Их доля — от 2 до 4 % объема въезда «внутренних» туристов. Правда, никто ведь не запрещает им совмещать приятное с полезным — вкусно поесть, к примеру, любят все.

Однако некоторые полученные в ходе подробных исследований сведения о структуре наших гостей оказались несколько не­ожиданными. Ведь раньше было принято считать, что Петербургом с его многочисленными музеями, театрами и архитектурными жемчужинами в основном интересуются женщины в возрасте. Ан нет: выяснилось, что по итогам прошлого года большая часть предпочитающих культурно-познавательный туризм — молодые люди 18 – 34 лет. Более того: именно эта возрастная категория турис­тов превалирует и среди тех, кто приезжает к нам для встреч с друзьями, и среди деловых людей.

Да и данные о социальном положении путешествующих в Северную столицу уже не совсем соответствуют былым представлениям. Судите сами: раньше бытовало мнение о том, что в Петербург в основном приезжают люди семейные. Но опросы показали: из желающих впитывать культуру каждый четвертый прибывает либо семьей без детей, либо в одиночку. Встречаться с родственниками и друзьями чаще всего приезжают одиночки (более 46 %). И даже по делу каждый четвертый наведывается в наш город, как говорят итальянцы, соло.

Изменению предпочтений и состава гостей как раз и должна отвечать «Новая культурная и туристская география Санкт‑Петербурга» — масштабный проект, который уже третий год активно развивают в Северной столице.

Как показывают его результаты, город вполне может привлечь новую аудиторию туристов такими перспективными общественными площадками, как «Севкабель Порт» и Музей железных дорог России, «Никольские ряды» и «Бертгольд центр», музей современного искусства «Эрарта» и Новая Голландия. А также и рядом других.

«По нашим данным, 74 % побывавших в Петербурге в минувшем году гостей выразили желание снова его посетить, — говорит глава городского комитета по развитию туризма Сергей Корнеев. — «Новая география» частично снимает нагрузку на классические достопримечательности и способствует перераспределению турпотока, предлагая гостям ознакомиться с современной жизнью Петербурга, его новой архитектурой, новыми интересными местами и событиями». При этом весь объем информации о событиях и новинках проекта предложено размещать на официальном городском портале Visit Petersburg.

По мнению Юлии Кузнецовой, менеджера по развитию общественного пространства «Никольские ряды», стоит развести объекты «Новой ­географии» по двум разным рубрикам — по функциям и видам предлагаемых услуг. К примеру, креативное пространство «Севкабель Порт» уже стало визитной карточкой Петербурга, привлекающей туристов. По словам куратора пространства Алексея Онацко, возникшая на территории бывшей кабельно-проводниковой фабрики площадка со временем сама превратилась в активного «производителя» культуры и событий. Причем значимость популярного в Петербурге общест­венного пространства подтвердили и туристы: в рамках голосования премии «Сокровища России» оно заняло второе место, уступив первенство лишь острову Канта в Калининградской области. А если удастся осуществить проект «Гавань 2.0», значимость этого модного местечка для гостей Северной столицы может возрасти еще больше.

В проект «Новая культурная и туристская география Санкт‑Петербурга» входит уже несколько десятков интересных гостям объектов. И расположены они не только в центре города. В частности, в «географию» уже вписаны такие места, как Музей стрит-арта, театр «Буфф», «Люмьер-холл» и Benua Art Garden, находящиеся за пределами традиционного туристического «золотого треугольника». И новый высокий сезон, который пройдет в особых условиях, покажет, насколько правильным был курс, взятый в петербургском туризме еще летом 2020 года.

#туризм #прогулки по городу #гостеприимство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 86 (7169) от 17.05.2022 под заголовком «Зачем туристу Петербург».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.