Первая электрическая железная дорога России отметила 105-летний юбилей

21 января нынешнего года исполнилось 105 лет с момента открытия движения по Ораниенбаумской электрической линии – первой электрической железной дороге в России (с 1920-х годов ее называли Оранэлой). Она впервые наглядно показала главные преимущества трамвая: большую провозную способность в сочетании со скоростными качествами, особенно на тех участках, где трамвайный путь проходит по обособленному полотну. Сегодня это вылетная трамвайная линия с конечной остановкой в Стрельне.

Первая электрическая железная дорога России отметила 105-летний юбилей | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Первоначальное пассажирское движение на линии открылось в конце декабря 1915 года – от стрелок против депо в Княжеве до Путиловского завода. После постройки оборотной петли 21 января 1916 года началось движение от Нарвских ворот до Путиловского завода протяженностью 2,25 версты, эта дата и считается днем рождения Оранэлы. Проект был масштабным: длина линии должна была составить 62 версты, в перспективе ее хотели дотянуть до Красной Горки. Интервалы в движении предусматривались 10 минут, а наибольшая скорость вне населенных мест составляла 60 верст в час!

В 1918 году Оранэла была национализирована. Любопытно, что огосударствление дороги было запланировано еще в царское время: предполагалось, что через 50 лет после открытия линия со всем ее имуществом бесплатно поступит в полную собственность казны. А в 1929 году комиссия НКПС постановила передать дорогу на участке Нарвские ворота – Стрельна Ленинградскому отделу коммунального хозяйства.

Княжевский вагонный парк Оранэлы вошел в состав трамвайного управления, стал трамвайным парком и получил имя И. Е. Котлякова.

Сегодня это Трамвайный парк № 8, который по-прежнему обслуживает линию до Стрельны (трамваи идут по 36-му маршруту до Дворца конгрессов – бывшего великокняжеского Константиновского дворца). Часть исторической трассы Оранэлы проходят и трамваи 60-го маршрута, пролегающего по ключевым магистралям юго-запада города, в том числе Санкт-Петербургскому и Петергофскому шоссе, проспекту Стачек, создавая скоростную связь между жилыми массивами Красносельского и Кировского районов, а также станциями метро «Автово» и «Кировский завод». Трамваи на этом маршруте работают в «режиме метро», с интервалами движения 3 – 4 минуты.

#транспорт #железная дорога #поезда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (6849) от 25.01.2021 под заголовком «У вылетной Оранэлы юбилей».


Комментарии